В новом Индексе экономической свободы, который традиционно готовит американский исследовательский институт Heritage Foundation в партнерстве с газетой Wall Street Journal, отмечено, что, по сравнению с прошлым годом, уровень экономической свободы в России вырос на 0,8 балла. В итоге Россия заняла 140-е место из 178. Соседи — Таджикистан, Либерия и Бурунди.
Исследователи отмечают, что положительная динамика зафиксирована в сфере государственных расходов, отражающих степень участия государства в экономике: этот показатель вырос на 7,1 пункта. То есть степень государственного участия в разных секторах экономики за год уменьшилась.
В целом средний показатель экономической свободы во всем мире в этом году вырос на 0,7 балла по сравнению с аналогичным показателем в прошлом году. Общая диспозиция рейтинга мало чем отличается от прошлогодней. По-прежнему первые три места занимают Гонконг, Сингапур и Австралия, ведущие места в рейтинге достались экономикам Европы, Северной Америки и Азии.
Россия в 2012 г. заняла 144- е место, в 2013-м — 139-е, теперь — 140-е. На 138-м месте — Либерия, на 139-м — Таджикистан, на 141-м — Бурунди.
Улучшения в сфере госрасходов свели на нет негативные изменения в других сферах. Ухудшилась ситуация с коррупцией (минус 1,9 балла), свободой торговли (минус 2,8 балла) и налоговым администрированием (минус 1,3 балла).
Из 43 стран европейского региона Россия заняла 41-е место. Эксперты определили ее в категорию стран с преимущественно несвободной экономикой.
Надо учесть, отмечается в комментарии ВВС о рейтинге, что все серьезные экономисты никогда не выносят суждений о той или иной экономике на основе индексов — их используют лишь как дополнительный материал для размышлений. К тому же конкретно этот Индекс, составляемый фондом Heritage Foundation и газетой Wall Street Journal, вызывает в экспертном сообществе немало споров.
BBC отмечает странности рейтинга. Во-первых, его авторы не скрывают своих более чем консервативных подходов к экономическому анализу, основывающихся на идеях шотландского экономиста Адама Смита (а он сформулировал их еще в XVIII в.). Высшая ценность такого мировоззрения — свобода ведения бизнеса и минимум ограничений для предпринимателей. Поэтому, например, значение Индекса будет ниже, если в описываемой стране власти повысят минимальную заработную плату — ведь это тоже ограничение свободы бизнеса. Кроме того, в расчет принимаются не макроэкономические показатели, а оценки степени экономической свободы — всего десять критериев: гарантия прав собственности, свобода от коррупции, прозрачность налогообложения, прозрачность государственных расходов, свобода предпринимательства, монетарная свобода (то есть эффективность денежного регулирования), свобода торговли, инвестирования, рынка труда и финансовая свобода.
Вот почему рейтинг показывает результаты, которые, на первый взгляд, кажутся странными. К примеру, в Индексе-2014 (он покрывает отрезок в 12 месяцев — с середины 2012 г. до середины 2013-го) Италия находится на 86-м месте, а Киргизия на 85-м, то есть опережает ее по степени экономической свободы. Франция отстает на пять мест от африканской Руанды.