Для поддержки компаний-сельхозпроизводителей, которые часто выступают основным и единственным местом работы для жителей сельских поселений, депутаты Госдумы инициировали принятие поправок в законодательство о банкротстве. Эти поправки предусматривают установление специального повышенного лимита неоплаченных долгов, достижение которого является основанием для признания сельхозпроизводителя банкротом, а также особые условия реализации его имущества.
Дело о банкротстве сельхозпроизводителя будет возбуждено при условии, что у него есть не менее 500 000 руб. неоплаченных долгов, просроченных на три месяца. Продавать имущество банкрота будут в особом порядке, направленном на сохранение имущественного комплекса, пригодного для производства сельхозпродукции. Такие поправки внесены Федеральным законом от 28.12.2013 № 419-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“» (далее — Закон № 419-ФЗ) и с 10 января уже начали действовать.
Законопроект № 100524-6, ставший Законом № 419-ФЗ, был внесен в парламент полтора года назад и предусматривал намного более жесткие условия банкротства сельскохозяйственных производителей, нежели подписанный президентом нормативный акт. Например, предлагалось более подробное определение сельскохозяйственной организации, требования к арбитражным управляющим в деле о банкротстве таких организаций и конкретизация правил проведения их финансового оздоровления.
В пояснительной записке к законопроекту необходимость его принятия обосновывалась тем, что недостатки законодательного регулирования банкротства сельхозпроизводителей приводят к распродаже имущества таких субъектов, вместо того чтобы передать его в руки более удачливых предпринимателей. В итоге имущественные комплексы для производства сельскохозяйственной продукции реализуют по частям разным покупателям, а местные жители небольших поселений остаются без работы.
Обанкротить сельхозорганизацию стало в пять раз сложнее
По общему правилу, которое до 10 января распространялось и на сельскохозяйственные организации, для возбуждения дела о банкротстве таких субъектов общая сумма неисполненных обязательств перед кредиторами должна была составлять не менее 100 000 руб. (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», далее — Закон о банкротстве). Кроме того, арбитражный суд был вправе принять заявление о признании должника банкротом, если указанные требования не исполняются в течение трех месяцев со дня, когда они должны были быть исполнены (п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве).
Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций регулируются параграфом 3 главы 9 Закона о банкротстве, в котором с 10 января появился повышенный размер неисполненных перед кредиторами требований, при превышении которого сельхозорганизация может быть признана банкротом — 500 000 руб. (п. 5 ст. 177 Закона о банкротстве). Кроме того, специально указано, что для принятия арбитражным судом заявления о признании сельскохозяйственной организации банкротом обязательства перед кредитором на указанную сумму должны быть просрочены на три месяца. Не совсем понятно, по каким причинам в Законе о банкротстве потребовалось такое уточнение, потому что, как было сказано ранее, неисполнение обязательств в течение трех месяцев и так являлось условием для принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Заметим, что первоначальный текст законопроекта вместо трех месяцев говорил о шести.
Также введено дополнительное основание для продления процедуры внешнего управления сельхозорганизацией — возникновение оснований для оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям (абз. 2 п. 3 ст. 178 Закона о банкротстве в ред. Закона № 419-ФЗ).
Имущество банкротов должно попасть в хорошие руки
Помимо повышения размера неисполненных обязательств перед кредиторами Законом № 419-ФЗ введен и особый порядок реализации имущества банкрота-сельхозорганизации или банкрота — крестьянского (фермерского) хозяйства (далее — КФХ), которое также может обладать статусом сельхозпроизводителя (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).
Так, до сих пор имущество таких банкротов продавалось в два этапа. Сначала арбитражный управляющий должен был выставить на продажу путем проведения торгов предприятие должника. А затем, если первый этап реализации завершился неудачно, реализовать имущество по частям (ст. 111 Закона о банкротстве).
Закон № 419-ФЗ ввел в этот процесс еще одну, промежуточную стадию. Теперь, если не нашлось желающих приобрести предприятие должника на торгах, арбитражный управляющий должен выставить имущество должника на продажу единым лотом.
И только затем, если данное имущество не будет куплено единым лотом, его можно распродавать по частям.
Предполагается, что реализация имущества единым лотом создаст условия для его приобретения более эффективным собственником, который сможет использовать оборудование, скот, удобрения и иное имущество обанкротившихся КФХ или сельхозорганизаций для продолжения предпринимательской деятельности и, следовательно, сохранения рабочих мест.
Законом № 419-ФЗ также изменен перечень субъектов, обладающих правом преимущественной покупки имущества сельскохозяйственной организации — банкрота. Ранее к ним относились в первую очередь сельхозпроизводители, земельные участки которых граничат с земельными участками банкрота, во вторую очередь — сельхозпроизводители, находящиеся в данной местности. С 10 января к третьей очереди добавились органы местного самоуправления и органы государственной власти субъекта РФ, на территории котрых осуществляла свою деятельность организация-банкрот (абз. 1 п. 2 ст. 179 Закона о банкротстве в ред. Закона № 419-ФЗ).