С осени ушедшего года активизировались переговоры о вступлении Армении в Таможенный союз (Беларусь, Казахстан и Россия) и далее — в Единое экономическое пространство. Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития оценил возможный экономический эффект для этого закавказского государства от такого интеграционного шага. Интеграция Армении в ТС — ЕЭП является предпочтительной при выборе любой стратегии экономического развития республики, говорится в докладе ЦИИ ЕАБР.
При развитии экономики страны за счет расширения внутреннего спроса Армения крайне заинтересована в соглашениях, гарантирующих свободу передвижения трудовых ресурсов и капитала, что обеспечит стабильное финансирование торгового счета платежного баланса, отмечают авторы доклада. При выборе экспортно ориентированного сценария перед Арменией открывается ряд возможностей:
- достижение темпов роста ВВП, гарантирующих более высокий уровень жизни и конвергенцию доходов;
- доступ на емкий и защищенный рынок ЕЭП;
- приток инвестиций в экспортные сектора, ориентированные как на рынок ЕЭП, так и на внутренний рынок;
- решение проблемы транспортного тупика Армении;
- решение стратегических задач в энергетике.
Эффект роста ВВП
В процессе интеграции с ТС дополнительный прирост может составить 2% (в 2015 г. прогнозируется прирост примерно на 200 млн долл. с учетом того, что интеграция влияет и на темп роста капитала). С учетом приближения цен на минеральные продукты к ценам в ТС дополнительный прирост ВВП может составить 4% через два года (прирост примерно 400 млн долл.).
Строительство новой атомной электростанции, железной дороги на Иран, коридора «Север — Юг», открытие железнодорожного сообщения с Россией через Грузию еще более увеличат темпы роста ВВП, повысив при этом экономическую безопасность Армении и обеспечив долгосрочную экономическую устойчивость.
Только краткосрочный торговый эффект в 140 млн долл. за один год от снижения цен на газ сопоставим с приростом ВВП на 146 млн долл. в долгосрочном периоде в результате ассоциативного соглашения с ЕС, считают аналитики ЕАБР.
Транспорт
Транспортное положение Армении можно считать тупиковым, отмечается в докладе, так как страна полностью зависит от транзита грузов через территории Грузии и Ирана, однако сама существенной роли в обеспечении грузоперевозок для своих соседей не играет, что резко повышает уровень односторонней зависимости Армении от соседних стран. Реализация проектов по строительству автомобильного коридора «Север — Юг», строительство железной дороги Иран — Армения, открытие железной дороги Армения — Грузия — Россия:
- создаст сильный коммуникационный узел регионального и международного значения;
- создаст надежную транспортную связь между странами ТС и рынками Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии;
- станет фактором, притягивающим Армению и Грузию к ТС;
- станет первым международным транспортным проектом на Южном Кавказе, ориентированным на поддержку евразийской, а не европейской интеграции.
Без решения транспортной проблемы интеграция Армении в ТС и ЕЭП не даст максимального положительного эффекта ни для самой республики, ни для интеграционной «тройки».
Вступление Армении в ТС несет в себе определенные выгоды с точки зрения транспорта не только для Армении, делают вывод эксперты.
Энергетика
Логика развития энергетической отрасли Армении заключается в попытках достичь двух основных целей: обеспечить энергетическую безопасность страны и увеличить технические возможности для наращивания экспорта электроэнергии. Причем в долгосрочной перспективе основным направлением такого экспорта будут не постсоветские страны, а Иран, говорится в исследовании.
Сегодня стратегический интерес Армении в сфере энергетики нацелен на реализацию новых энергетических проектов, так как именно они будут гарантировать стабильность системы и увеличат объем экспорта, в том числе в случае закрытия Армянской атомной электростанции. Среди этих проектов:
- строительство нового энергетического блока на Армянской атомной электростанции мощностью 1000 MВт;
- строительство пятого энергетического блока на Разданской ТЭС мощностью 440 MВт;
- инсталляция новой газовой турбины мощностью более 200 MВт на Ереванской ТЭС;
- строительство новых гидроэлектростанций;
- строительство ветряных ферм общей мощностью более 200 MВт.
Миграция
Миграция находится под влиянием безвизового режима, разницы между ВВП на душу населения в Таможенном союзе и Армении и величины армянской диаспоры. Существенный рост производства в ТС при том же уровне производства республики приводит к росту объемов поступающих в страну трансфертов, 85% которых направляются из России. За 2012 г. трансферты из России составили сумму, равную 64,5% государственного бюджета Армении. Квартальный рост объема трансфертов оценивается в 9 млн долл., годовой — около 36 млн долл., что увеличивает величину трансфертов из ТС в Армению ежегодно примерно на 3%, прогнозируют аналитики ЕАБР. При этом препятствиями для трудовой миграции из Армении в Евросоюз остаются отсутствие полноценной возможности свободного передвижения людей, сложности трудоустройства, финансовые, языковые проблемы.
Таможенные тарифы
Сравнение таможенных тарифов Армении и Таможенного союза позволяет экспертам сделать вывод, что Армении придется существенно повысить уровень защиты. Повышение уровня таможенных пошлин приведет к сокращению дефицита бюджета и переориентации торговли.
Возникнут проблемы в рамках ВТО. Средневзвешенный применяемый импортный таможенный тариф Армении является одним из наиболее низких среди используемых членами ВТО. Он составляет по ставке режима наибольшего благоприятствования 2,7% (в Таможенном союзе 7,6% в 2013 г., 6,9% — в 2014-м, 6% — в 2015 г.). При этом Армения не использует тарифные квоты, 73% тарифных линий не облагаются пошлинами, а почти все остальные являются предметом десятипроцентной пошлины. Средневзвешенный связанный тариф Армении составляет 8,5% (у России — 10%). Во многих сферах, в частности в торговле услугами, торговый режим даже более либерален, чем зафиксировано в обязательствах Армении перед ВТО. Разрешение противоречий в рамках ВТО потребует торговых переговоров, стороной в которых консолидированно выступят страны Таможенного союза.
Подводя итог, аналитики ЦИИ ЕАБР замечают, что у интеграции Армении в ТС — ЕЭП есть ряд структурных преимуществ, которые укрепят экономические позиции Армении и повысят ее стабильность. Насколько удастся реализовать этот потенциал, во многом зависит от успеха в решении ключевых проблем: транспорта, энергетики, железнодорожного и автомобильного экспорта через Грузию, легализации и отсутствия ограничений в трудовой миграции, а также повышения инвестиционной привлекательности страны. Участники ТС, в свою очередь, заинтересованы в развитии железнодорожных и автомобильных транспортных коридоров, а также электросетей в направлении Южной Азии и Ближнего Востока, заключают эксперты.
ПИИ России в Армению
Компания-инвестор |
Объект инвестирования |
Год начала проекта |
Стоимость на конец 2012 г., млн долл. |
«Газпром» |
5-й блок Разданской ТЭС |
2006 |
456 |
Интер РАО ЕЭС |
100% ЗАО «Электрические сети Армении» |
2006 |
260 |
Интер РАО ЕЭС |
100% ОАО «РазТЭС» (Разданская ТЭС — 4 блока) |
2011 |
31 |
МТС |
80% ЗАО «К-Телеком» |
2007 |
160 |
«ВымпелКом» |
100% ЗАО «Арментел» |
2006 |
131 |
«Газпром» |
80% в «АрмРосгазпром» |
2002 |
402 |
РЖД |
100% — 1 акция в ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» |
2008 |
187 |
«Тройка Диалог» |
ЗАО «Америабанк» |
2007 |
63 |
«Прометей Сити», |
|
|
|
«Закнефтегазстрой» |
|
|
|
Группа ВТБ |
100% ЗАО «Банк ВТБ (Армения)» |
2004 |
35 |
Газпромбанк |
100% ЗАО «Арэксимбанк» |
2007 |
31 |
«РУСАЛ» |
100% ЗАО «РУСАЛ АРМЕНАЛ» |
2000 |
57 |
Источник: ЕАБР
Эффект от вступления в ЕЭП при либерализации законодательства о миграции
Страна-донор |
Валютные переводы, млн долл. |
ВВП, млн долл. |
Доля в ВВП, % |
Армения |
1450 |
9622 |
14,6 |
Таджикистан |
2960 |
6522 |
45,0 |
Кыргызстан |
1160 |
5919 |
19,6 |
Казахстан |
132 |
186 198 |
0,1 |
Беларусь |
375 |
55 136 |
0,7 |
Источник: ЕАБР