Потребительские ожидания обещают экономике мало хорошего

| статьи | печать

Обнародованные Росстатом данные обследования потребительских ожиданий россиян за IV квартал минувшего года подкрепили вывод официальных и независимых экспертов, что спрос на потребительском рынке снижается. Это плохая новость не только для торговли, но и для экономики в целом — ее увядающий рост в последнее время держался чуть ли не на одной потребительской активности населения. Примечательно, что существенно снизился потребительский «тонус» среди молодежи.

Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения (методология расчета — см. справку на с. 19), в IV квартале 2013 г. по сравнению с III кварталом снизился на четыре процентных пункта и составил –11% против –7%.

Отметим, что для четырех кварталов — это худшее значение индекса после кризиса 2008—2009 гг. и один из худших его показателей вообще в посткризисный период. Добавим также, что за предыдущие три квартала 2013 г. индекс изменялся (как рос, так и снижался) всего на 1 п.п., поэтому сокращение сразу на 4 п.п. можно назвать и падением. Кстати, такого масштаба снижение потребительской уверенности наблюдалось пос­ле кризиса в последний раз в III квартале 2010 г.

На этом фоне не выглядит неожиданным сообщение Росстата, что снижение индекса потребительской уверенности обусловлено отрицательной динамикой всех его компонентов — пяти частных индексов.

Так, индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в IV квартале 2013 г. снизился до –9 против –3% в III квартале.

В течение следующих 12 месяцев положительных изменений в экономике страны ожидают 14% опрошенных (в III квартале было 18%). Доля респондентов, отрицательно оценивающих ожидаемые изменения в экономической ситуации, возросла до 28 с 22% кварталом ранее.

Индекс произошедших изменений в экономике России снизился на 6 п.п. и составил –13 против –7% в III квартале.

Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, сократилась до 12 против 17% соответственно. В то же время доля отрицательных оценок увеличилась до 33 с 27% в III квартале. Считают, что экономическая ситуация в России не изменилась, 53% опрошенных.

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в IV квартале 2013 г. снизился на 3 п.п. и составил –5%.

Улучшение своего материального положения в течение следую­щих 12 месяцев прогнозируют 12% респондентов против 13% в III квартале. Доля отрицательных оценок увеличилась до 19 с 16% кварталом ­ранее.

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении снизился в IV квартале 2013 г. на 4 п.п. — до –10%.

Удельный вес респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, сократилась до 13% (в III квартале — 16%). Доля считающих, что их материальное положение ухудшилось, увеличилась до 29 против 24% соответственно.

Индекс благоприятности условий для крупных покупок снизился в IV квартале на 1 п.п. и составил –19%.

Индекс благоприятности условий для сбережений, напомним, не входит в расчет обобщающего индекса потребительской уверенности, но полезен, в частности, банкам для оценки поведенческой модели населения. Так вот, этот индекс по сравнению с III кварталом тоже заметно опус­тился — на 4 п.п., составив –36%. Любопытно, что при снижении потребительской уверенности сократилась среди респондентов и тяга к сбережениям. Но противоречия в этом, видимо, нет — вероятно, по сравнению с III кварталом вырос удельный вес тех россиян, кому и тратить стало накладно, и сберегать не из чего. Заметим, что оба индекса снизились одинаково — на 4 п.п.

Знаменательно изменение индекса потребительской уверенности по возрастным группам населения: у молодежи (в возрасте от 16 до 29 лет) и у лиц старшего возраста (50 лет и более) он опустился на 4 п.п., а у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) — на 3 п.п.

Еще показательнее в возрастном разрезе изменение в IV квартале ушедшего года частного индекса ожидаемых изменений экономической ситуации в России. У молодежи он снизился на 9 п.п., а у представителей среднего и старшего возраста — на 5 и 6 п.п. соответственно. Вообще-то не припоминается, когда молодежь отличалась опережающими темпами падения какого-либо оптимизма.

Кстати, напомним о результатах глобального опроса, проведенного Gallup International/WIN в более чем 50 странах мира и представленного исследовательским холдингом «Ромир». Как показало очередное ежегодное исследование, общемировой Индекс экономичес­кой надежды на 2014 г. составил 2 п.п., снизившись на 5 п.п. по сравнению с результатами предыдущего замера. Что касается показателя этого индекса в России, то у нас за год настрое­ния населения резко ухудшились. Если в прошлом году индекс равнялся –23 п.п., то на 2014 г. его значение опус­тилось до отметки –43 п.п., чего не отмечалось даже в кризисные 1998 и 2008 гг.

Каких уж тут ожидать потребительских настроений...

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС*,%


08.2013

11.2013

Россия

–7

–11

Австрия

–5,7

–3,9

Бельгия

–11,5

–7,1

Болгария

–37,2

–38,0

Великобритания

–3,5

–2,9

Венгрия

–33,8

–22,4

Германия

–3,4

–2,1

Греция

–76,6

–66,7

Дания

15,5

14,9

Ирландия

–8,8

3,4

Испания

–21,2

–20,5

Италия

–16,9

–20,9

Кипр

–52,2

–50,2

Латвия

–15,9

–13,9

Литва

–8,9

–10,2

Люксембург

–7,8

–1,0

Мальта

–8,7

1,4

Нидерланды

–15,1

–5,9

Польша

–24,4

–23,6

Португалия

–47,9

–39,1

Румыния

–36,1

–34,9

Словакия

–24,8

–17,4

Словения

–31,5

–34,6

Финляндия

6,9

8,2

Франция

–22,0

–26,4

Хорватия

–29,2

–38,0

Чехия

–16,5

–9,8

Швеция

14,8

17,0

Эстония

–6,3

–1,5

* По всем странам, кроме России, источник информации — электронная база данных Евростата.

Источник: Росстат

к сведению

Методология

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998

г. ежеквартально (в феврале, мае, ­августе и ноябре) с охватом 5000 человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

  • определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);
  • скорее положительные или ­скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, ­скорее неблагоприятное);
  • нейтральные (среднее, «плюсов» и «минусов» одинаково).

Согласно методике Европейской комиссии рассчитываются значения частных индексов и обобщаю­щего индекса потребительской уверенности населения.

Частные индексы рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание.

Обобщающий (композитный) индекс — индекс потребительской уверенности — рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1—2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3—4), благоприятности условий для крупных покупок (5).

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована наряду с количественными статистическими данными для анализа поведенчес­кой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.