В IV квартале минувшего года в сфере услуг продолжились негативные тенденции развития, говорится в очередном обзоре Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики». Индекс предпринимательской уверенности в этой сфере впервые за период обследования перешел в отрицательную зону. Основные показатели, характеризующие деловой климат в сфере услуг — спрос на услуги, объем бизнеса, занятость, прибыль и конкурентный потенциал — достигли отрицательных значений. Предпринимательские прогнозы на I квартал 2014 г. — самые низкие за два года проведения обследований.
В обзоре использованы результаты ежеквартальных выборочных опросов руководителей около 5600 организаций различных видов экономической деятельности, оказывающих услуги, из всех регионов России, проводимых в ежеквартальном режиме Росстатом.
Замедление активности в сфере услуг в последнем квартале 2013 г. в целом соответствует волнообразному сезонному профилю деятельности многих организаций этого сектора экономики и само по себе не является экстраординарным явлением, отмечают эксперты ЦКИ. Однако, по их мнению, повышенная интенсивность этого процесса, выявленная результатами обследования, не может не вызвать настороженности. Сравнительный анализ мнений предпринимателей в годовом интервале также дает им основания констатировать определенное ухудшение ситуации. Так, в IV квартале 2012 г. сложившиеся балансы изменения оценок большинства основных показателей при сезонно обусловленном снижении сохраняли положительные значения и переместились в отрицательную зону только кварталом позже, в период минимальной активности на рынке услуг.
Ярким свидетельством погружения сферы услуг в ситуацию, близкую к стагнации, является резкое снижение (на 8 п.п. относительно III квартала) основного результирующего композитного индикатора исследования — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ), величина которого впервые за все время проведения предпринимательских опросов (два года) достигла отрицательного значения, составив –2%.
Таким образом, заключают эксперты Центра, выявленная понижательная динамика стала следствием не только традиционного зимнего сокращения спроса на услуги, но и в значительной мере — системной стагнации в экономике страны.
Сфера услуг, благополучие которой очень зависит от уровня доходов населения и его готовности тратить средства, реагирует на изменение ситуации в реальном секторе с определенным лагом. Данный сегмент российской экономики, наряду с розничной торговлей, более года сохранял статус одного из основных источников экономического роста, несмотря на стагнационное развитие промышленности и строительства. Однако во второй половине 2013 г. замедление роста реальных располагаемых денежных доходов населения на фоне накопления задолженности по взятым в недавнем прошлом кредитам, определенной неуверенности в дальнейшем развитии экономики и, как следствие, попыток минимизировать свои собственные социальные риски привело к смещению потребительских приоритетов в сторону сберегательной модели поведения и отказу от пользования необязательными видами услуг, говорится в обзоре. Сжатие потребительского спроса обусловило, в свою очередь, застой во многих сегментах сферы сервиса, особенно в деятельности, связанной с предоставлением персональных услуг.
Внимание экспертов ЦКИ обращают на себя весьма пессимистичные ожидания респондентов на I квартал 2014 г. Как показывает практика проведения конъюнктурных обследований, предприниматели часто склонны давать завышенные прогнозы, которые крайне редко подтверждаются в дальнейшем. Балансы мнений относительно предполагаемого изменения производственных и финансовых показателей, как правило, имеют положительные значения, что тем не менее отнюдь не гарантирует реального улучшения делового климата. Однако балансы оценок ожидаемого изменения спроса на услуги, объема оказанных услуг и прибыли на I квартал 2014 г. впервые за два года проведения обследований характеризовались отрицательными значениями. Это дает основания экспертам предположить возможность более резкого, чем год назад, ухудшения делового климата в данном секторе экономики в начале текущего года, выходящего за рамки традиционного сезонного спада рыночной конъюнктуры и увеличивающего риск дальнейшего замедления экономического роста в сфере услуг.
Выявленное резкое ухудшение значения ИПУ, даже с учетом негативной сезонной составляющей, позволяет характеризовать деловой климат в сфере услуг как неблагоприятный, говорится в обзоре.
Снижение ИПУ наблюдалось в 12 из 14 обследованных субвидов деятельности сферы услуг, и в девяти из них выявлены отрицательные значения индикатора. Небольшой рост (на 1 п.п.) в зоне положительных значений по сравнению с предыдущим кварталом был отмечен экспертами ЦКИ только в сегментах оказания услуг связи и культурно-развлекательной деятельности. При этом во всех без исключения видах услуг ИПУ был ниже, чем в соответствующем периоде предыдущего года.
Динамика оценок изменения основных показателей деятельности организаций сферы услуг, балансы, %
|
2012 |
2013 | |||
IV кв. |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. | |
Спрос на услуги организаций |
3 |
–17 |
2 |
0 |
–6 |
Число заключенных договоров или обслуженных клиентов |
2 |
–16 |
1 |
0 |
–5 |
Объем оказанных услуг (в стоимостном выражении) |
3 |
–19 |
3 |
1 |
–6 |
Численность занятых |
… |
–7 |
–4 |
–4 |
–7 |
Цены (тарифы) на услуги |
3 |
1 |
3 |
3 |
–1 |
Прибыль |
–2 |
–21 |
–5 |
–4 |
–11 |
Собственная конкурентная позиция |
2 |
–4 |
–1 |
–1 |
–3 |
Экономическое положение организаций |
8 |
–6 |
9 |
8 |
2 |
Источник: ЦКИ НИУ ВШЭ