Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.12.2013 № А82-15243/2012 будет интересно компаниям, у которых заключено большое количество гражданско-правовых договоров с физическими лицами на выполнение работ (оказание услуг). Зачастую проверяющие из ФСС России пытаются переквалифицировать такие сделки в трудовые договоры и на этом основании доначислить страховые взносы на обязательное социальное страхование. Однако арбитры не поддерживают инициативу инспекторов.
ФСС России: «А договор-то трудовой…»
В ходе проверки специалисты ФСС России доначислили компании страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и привлекли ее к ответственности в виде штрафа за неуплату взносов (ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее — Закон № 212-ФЗ). Напомним, что по этой норме предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для их начисления. Штраф составляет 20% неуплаченной суммы страховых взносов. Кроме того, компании предложили заплатить сумму недоимки и пени.
Основанием для привлечения организации к ответственности послужил следующий факт. Компания заключала с физическими лицами договоры на возмездное оказание услуг. Предметом таких договоров являлись:
■ уборка здания (помещений);
■ ввод первичной документации в компьютерную базу организации;
■ сверка дебиторской задолженности;
■ анализ работы судебных приставов;
■ проверка (сверка) имеющихся судебных дел, подготовка проектов исковых заявлений, претензий;
■ поиск кандидатов на имеющиеся вакансии;
■ разработка и проведение мероприятий по профилактике несчастных случаев на производстве.
Общая сумма выплат по таким договорам за два года составила почти 2 млн руб. Страховые взносы в ФСС России с этих сумм не начислялись и не уплачивались. Организация руководствовалась подп. 2 ч. 3 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, в котором сказано, что страховые взносы, подлежащие уплате в ФСС России, не начисляются с любых вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.
Однако проверяющие решили, что на самом деле у компании с физическими лицами, работающими по договорам гражданско-правового характера, имели место трудовые отношения. А раз так, то спорные выплаты компания должна была включить в базу для начисления страховых взносов. Аргументировали свою точку зрения проверяющие следующим образом.
Организация заключала гражданско-правовые договоры на длительные сроки, многократно, с одними и теми же исполнителями, с фиксированной ежемесячной оплатой. Выплата вознаграждения осуществлялась один раз в месяц, в дни выдачи заработной платы основным работникам. Размер оплаты по договорам не зависел от фактических объемов выполненных работ (оказанных услуг). По договорам выполнялась не какая-либо разовая работа, а определенные функции, входящие в обязанности физического лица — исполнителя, при этом важен был процесс труда, а не оказанная услуга.
Спор о квалификации договоров дошел до суда.
Арбитры на стороне компаний
Три судебные инстанции поддержали организацию и не разрешили специалистам ФСС России переквалифицировать договоры из гражданско-правовых в трудовые. Как следствие, доначисление страховых взносов, а также начисление штрафных санкций и пеней признано недействительным. В своих рассуждениях арбитры отталкивались от норм трудового и гражданского законодательства.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора (ст. 16 ТК РФ). Трудовой договор представляет собой соглашение между работником и работодателем. В соответствии с ним работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату. В свою очередь работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56 ТК РФ). Одним из обязательных условий, подлежащих включению в трудовой договор, являются сведения о трудовой функции (работе по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности) работника (ст. 57 ТК РФ).
Что касается договора возмездного оказания услуг, то по такой сделке исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК РФ).
Суды установили, что по заключенным гражданско-правовым договорам услуги оказаны, что подтверждается актами сдачи-приемки услуг, стороны претензий не имеют, размер вознаграждения определен. На этом основании арбитры пришли к выводу, что из содержания спорных договоров, в частности характера и специфики оказываемых услуг, не следует наличие трудовых взаимоотношений между организацией и физическими лицами, оказывающими определенные услуги. Названные договоры не соответствуют установленному трудовым законодательством понятию трудового договора. Дело в том, что в них не были оговорены условия подчинения работника правилам внутреннего трудового распорядка, не было условия о соблюдении определенного режима работы и отдыха, не предусмотрены выплата сумм при наступлении случаев временной нетрудоспособности и травматизму, предоставление физическим лицам иных гарантий социальной защищенности.
Поэтому если спорные договоры относятся к гражданско-правовым, то выплаты по таким сделкам подпадают под действие подп. 2 ч. 3 ст. 9 Закона № 212-ФЗ. Следовательно, все доначисления проверяющих необоснованны.
Заметим, что в арбитражной практике есть еще одно решение по данной проблеме, в котором рассматривается спор о переквалификации специалистами ФСС России договоров подряда в трудовые договоры (постановление ФАС Уральского округа от 29.04.2013 № А76-15262/2012). Судьи отметили, что основными признаками трудового договора являются:
■ личностный признак (выполнение работы личным трудом и включение работника в производственную деятельность предприятия);
■ организационный признак (подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, его составным элементом является выполнение в процессе труда распоряжений работодателя, за ненадлежащее выполнение которых работник может нести дисциплинарную ответственность);
■ выполнение работ определенного рода, а не разового задания;
■ гарантия социальной защищенности.
Договор возмездного оказания услуг содержит некоторые похожие с трудовым договором условия, поскольку предметом договора возмездного оказания услуг является совершение исполнителем определенных действий или осуществление им иной определенной деятельности (ст. 779 ГК РФ). Такая деятельность, как правило, не сопровождается созданием овеществленного результата. Кроме того, исполнитель по общему правилу обязан оказать услуги лично (ст. 780 ГК РФ).
Исходя из положений ст. 431 ГК РФ, буквальное значение условий договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Определяющее значение для квалификации заключенного сторонами договора имеет анализ его содержания на предмет наличия или отсутствия признаков гражданско-правового или трудового договоров.