Несмотря на снижение темпов экономического роста, дефицит федерального бюджета в 2013 г. составил 0,5% ВВП (вместо запланированных 0,8%). Причиной приятного сюрприза опять стали высокие цены на нефть.
Из-за более высокого уровня экспортных цен на нефть по сравнению с бюджетными проектировками (на 11,3 долл. за баррель) нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2013 г. превысили запланированные на 10,3% (608 млрд руб.). Ненефтегазовые доходы оказались ниже заложенного в законе о бюджете уровня на 6,5% (455 млрд руб.). В результате план по доходам перевыполнен примерно на 155 млрд руб.
«Сокращение ненефтегазовых доходов требует определенных комментариев, — отмечает эксперт Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский. — Мы пока не располагаем показателями о поступлении основных видов налогов федерального бюджета за год. Тем не менее, известно, что в течение почти всего 2013 г. поступления от налога на прибыль были ниже показателей 2012 г. на 18—20%. Едва ли что-то изменилось в конце года. Справедливости ради отметим, что налог на прибыль формирует всего около 6% ненефтегазовых доходов федерального бюджета. Намного более значимы для федерального бюджета поступления от внутреннего НДС и НДС на импорт. Мы предполагаем, что именно низкие показатели по сбору внутреннего НДС являются основной причиной недобора ненефтегазовых доходов».
Исполнение федерального бюджета по объему расходов не сильно отличается от запланированных показателей. План недовыполнен примерно на 50 млрд руб. (0,4%).
В итоге дефицит федерального бюджета сократился на 211 млрд руб.
Тем не менее, в Резервный фонд будет направлено около 200 млрд руб. вместо намеченных в законе о бюджете 373,4 млрд. Размер пополнения Резервного фонда, по оценке ученых ЦР, рассчитан в соответствии со скорректированным бюджетным правилом.
В целом же можно констатировать, что близкая к стагнации динамика российской экономики не вызвала серьезных проблем при исполнении федерального бюджета в 2013 г. Парадоксальным образом этому способствовали примитивно-сырьевой характер экономики и связанная с этим структурная слабость бюджета (высокая зависимость от нефтегазовых доходов). Последствия сползания в рецессию для российских регионов намного более драматичны: дефицит бюджетов регионов вырос более чем в 2,5 раза — до 700 млрд руб.