На едином портале для размещения информации regulation.gov.ru 28 января 2014 г. появился доработанный Минфином России проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий».
Об обязательном страховании речь в документе не идет. Согласно проекту страхование жилых помещений планируется осуществлять посредством заключения договоров добровольного страхования в пользу собственников, нанимателей жилых помещений по договору социального найма на условиях программ защиты жилищных прав с использованием механизма страхования, разработанных и утвержденных субъектами РФ, и правил страхования, разработанных и утвержденных страховщиками.
Программы защиты жилищных прав должны будут среди прочего обеспечивать страхование жилого помещения на страховую сумму, рассчитанную исходя из общей площади жилого помещения и средней стоимости одного квадратного метра жилплощади в субъекте РФ.
Перечень страховых рисков, размер страховой суммы, объем и порядок распределения обязанности по возмещению убытков за утраченное жилье между страховщиками и субъектом РФ, а также порядок получения пострадавшими возмещения убытков, будут определяться самими субъектами федерации с учетом минимальных требований к условиям страхования, установленных Правительством РФ.
В случае если гражданин лишится в результате чрезвычайной ситуации (ЧС) единственного принадлежащего ему жилого помещения, которое не было застраховано по договору страхования жилого помещения, ему будет предоставлено социальное жилье по договору найма. Наследовать, продать, подарить или сдать в аренду такое жилье будет нельзя.
В настоящее время в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 750, финансовая помощь гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, оказывается независимо от страховых выплат, осуществляемых им страховщиками по заключенным договорам страхования. Так, убытки, причиненные в результате крупномасштабного наводнения в Дальневосточном федеральном округе, возмещались в основном за счет бюджетных средств.
Как указывает разработчик, по состоянию на 13 ноября 2013 г. «по договорам страхования, заключенным в Дальневосточном федеральном округе, в частности, страховщиками урегулирован всего 1631 убыток на сумму 181,981 млн руб. Тогда как из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий пострадавшим субъектам Российской Федерации перечислено более 16 млрд руб.».
Законопроект о добровольном страховании жилья от стихийных бедствий разрабатывался Минфином в сотрудничестве со страховым сообществом во исполнение поручения Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева от 19 сентября 2013 г. № ДМ-П13-6694 после того, как создание системы обязательного страхования жилья в РФ было признано невозможным. Документ прошел обсуждение в правительстве и был в целом утвержден, однако получил отрицательное заключение по оценке регулирующего воздействия от Минэкономразвития, после чего был возвращен в Минфин на доработку.