14 января 2014 г. было опубликовано информационное письмо Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 № 162 «Обзор практики применения арбитражными судами статей 178 и 179 Гражданского кодекса Российской Федерации» , касающееся оснований недействительности сделок, совершенных под влиянием заблуждения, обмана, насилия, угрозы или неблагоприятных обстоятельств.
В Письме даны пояснения к ст. 178 и 179 ГК РФ в новых редакциях, вступивших в силу 1 сентября 2013 г., а также сформулированы важные позиции — некоторые из них не основаны на преобладавшей ранее практике:
1) заблуждение относительно правовых последствий сделки не является основанием для признания ее недействительной (к примеру, если лицо заблуждалось относительного того, что в результате сделки его имущество переходит в собственность хозяйственного общества, однако при этом не заблуждалось о природе сделки (то есть понимало, что совершает вклад в уставный капитал), сделка не может быть оспорена по ст. 178 ГК РФ);
2) сделка не может быть признана недействительной как заключенная под влиянием заблуждения, в случае, если истец не проявил требующуюся осмотрительность, обычную для деловой практики совершения подобных сделок (например, если истцу предоставлялась возможность узнать о состоянии и расположении приобретаемого объекта, однако он данной возможностью не воспользовался, то в дальнейшем он не может ссылаться на заблуждение);
3) наличие каких-либо иных возможностей защиты нарушенного права истца (например, в случае передачи товара ненадлежащего качества — право на соразмерное уменьшение покупной цены, безвозмездное устранение недостатков товара в разумный срок и др.) не исключает признание сделки недействительной при наличии оснований, предусмотренных ст. 178 и 179 ГК РФ;
4) о крайне невыгодных условиях сделки может свидетельствовать, в частности, чрезмерное превышение цены договора относительно иных договоров такого вида (в примере, указанном в Письме, речь идет о займе по ставке 100% годовых);
5) угроза может выражаться в возможности совершения правомерных действий (что раньше не признавалось судебной практикой), если воля истца при заключении сделки была в значительной степени деформирована влиянием такой угрозы.
Таким образом, обобщения, сделанные ВАС РФ, должны привести к единообразию правоприменения, однако от участников гражданского оборота потребуется еще более тщательная подготовка сделок. Это связано с тем, что некоторые новеллы (в особенности указанные в п. 4 и 5) практически размывают грань между правомерным и неправомерным поведением.
В случае возникновения спора принципиально важным станет обеспечение всесторонней оценки судами индивидуальных особенностей каждого дела, чтобы воспрепятствовать возможным недобросовестным попыткам признания недействительными вполне легитимных сделок.
В этой связи необходимо учитывать новые подходы законодателя и правоприменителя как при структурировании, так и при оспаривании сделок.
обратите внимание
Особое внимание следует уделить требованию о проявлении должной осмотрительности при совершении сделок. На практике это может выражаться в проведении необходимых мероприятий по проверке юридической и финансовой стороны приобретаемого актива (due diligence).
Также важно обеспечить раскрытие контрагенту всех существенных обстоятельств сделки, поскольку обманом считается, в том числе, намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
С особой осторожностью необходимо подходить и к ведению переговоров, понимая, что указание на возможность реализации того или иного права в качестве способа стимулирования контрагента заключить сделку может быть квалифицировано как угроза.
Кроме того, 1 июля 2014 г. вступит в силу новый блок поправок в ГК РФ о залоге, а также перемене лиц в обязательстве (Федеральный закон от 21.12.2013 № 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую ГК РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Подробнее см. «ЭЖ», 2014, № 03, с. 14—15).
Вкратце отметим, что основные нововведения включают:
■ введение учета залога движимого имущества путем регистрации уведомлений о залоге в реестре;
■ введение понятия добросовестного залогодержателя;
■ введение защиты добросовестного приобретателя;
■ предоставление возможности изменять старшинство залогов соглашением;
■ введение института управления залогом;
■ урегулирование отдельных видов залога, таких как:
— залог обязательственных прав,
— прав по договору банковского счета,
— прав участников юридических лиц,
— ценных бумаг;
■ урегулирование последствий уступки права требования (цессии), а также перевода долга в отсутствие согласия, соответственно, должника и кредитора;
■ урегулирование уступки неденежного, а также будущего требования;
■ установление условий уступки для цедента, а также ответственности за их несоблюдение.
Итак, с 1 июля 2014 г. появится возможность учета залога движимого имущества путем регистрации уведомлений о залоге в соответствующем реестре, от использования которой будет зависеть возможность удовлетворения требования залогодержателя за счет предмета залога.
Новые институты — в частности, залог прав по договору банковского счета, а также договор управления залогом, — привнесут новые возможности структурирования обеспечения исполнения обязательств. Вместе с тем, непрофессионально составленный договор залога прав по договору банковского счета влечет риск обесценения предмета залога, а непроработанный договор управления залогом может вызвать затруднения при удовлетворении требований залогодержателей за счет предмета залога.
Изменен также порядок осуществления прав участника общества с ограниченной ответственностью при передаче доли в залог. В отсутствие специальной оговорки в договоре залога доли в уставном капитале ООО права участника будет осуществлять залогодержатель.
обратите внимание
Формально учет не является обязательным. Однако в связи с введением защиты добросовестного приобретателя, а также новых правил об очередности удовлетворения требований залогодержателей регистрация уведомления о залоге будет необходимым средством защиты залогодержателя против требований третьих лиц. Рекомендуем также зарегистрировать уведомления о залогах, возникших до 1 июля 2014 г., в период до 1 февраля 2015 г.
Закрепление залога прав по договору банковского счета решает проблему передачи в залог денежных средств. В этой связи во избежание обесценения полученного обеспечения предпочтительной является передача в залог твердой денежной суммы или детальное регулирование пределов распоряжения залогодателем счетом, права по которому заложены.
Договор управления залогом позволит обеспечить профессиональное и эффективное управление переданным имуществом. Ввиду новизны и неотработанности этого института при подготовке соответствующего договора необходим тщательный и профессиональный подход.
Кроме того, с 1 июля 2014 г. права участника ООО при передаче доли в залог будут осуществляться залогодержателем. В договоре можно предусмотреть иное, однако указанное обстоятельство необходимо учитывать при составлении договора залога доли.