Правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы законопроект с поправками в законодательство о лизинге, которые затронут государственные и муниципальные учреждения независимо от их типа. Во-первых, выбирать продавца предмета лизинга будет лизингодатель. Во-вторых, вносить лизинговые платежи продукцией, произведенной с помощью предмета лизинга, будет нельзя. В-третьих, взыскание долга по договору лизинга возможно будет лишь на основании исполнительного документа.
Условия заключения договоров финансовой аренды (лизинга) для всех типов государственных и муниципальных учреждений — автономных, бюджетных или казенных — должны быть унифицированы. Именно эта цель стала главной при подготовке Минфином России законопроекта № 441319-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с особенностями заключения договора финансовой аренды (лизинга) государственным или муниципальным учреждением» (далее — законопроект). Текст законопроекта еще в декабре прошлого года был одобрен правительственной Комиссией по законопроектной деятельности, а в Госдуму на рассмотрение поступил в конце января. Документ содержит поправки в ст. 665 Гражданского кодекса РФ, а также в Федеральный закон от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон о лизинге). В последнем может появиться новая статья, регулирующая особенности договоров лизинга с участием государственных и муниципальных учреждений.
Изменения в ГК РФ законопроект предлагает минимальные. В частности, из ст. 665 «Договор финансовой аренды» предлагается исключить оговорку о том, что продавца предмета лизинга выбирает лизингодатель, если лизингополучателем является бюджетное учреждение. При этом статья дополняется новым положением о том, что особенности заключения договоров лизинга государственными и муниципальными учреждениями регулируются Законом о лизинге.
Тут необходимо пояснить, что учреждения как некоммерческие организации могут создаваться в форме государственных или муниципальных, в зависимости от собственника имущества, которое такому учреждению передается на праве оперативного управления (ст. 120, п. 1 ст. 296 ГК РФ). И государственные, и муниципальные учреждения также делятся на типы: бюджетные, казенные или автономные. В действующей редакции ст. 665 ГК РФ и Закона о лизинге условия заключения договоров финансовой аренды разнятся в зависимости от типа учреждения.
Например, в ст. 665 ГК РФ, как было сказано выше, содержится указание на выбор продавца лизингополучателем, если лизингодателем выступает бюджетное учреждение. В то время как для автономных или казенных учреждений такого условия в Гражданском кодексе сейчас нет. Законопроектом предлагается ввести в Закон о лизинге как раз это, более общее, требование о включении в договор финансовой аренды условия о выборе продавца предмета лизинга лизингодателем, если лизингополучателем является государственное или муниципальное учреждение (п. 1 ст. 9.1 Закона о лизинге в ред. законопроекта). Поскольку законопроектом никаких специальных последствий нарушения этого требования не названо, договоры, где указанная обязанность лизингодателя прописана не будет, заинтересованные лица смогут признать недействительными в судебном порядке.
Кроме того, Минфин предлагает скорректировать запрет на внесение лизинговых платежей продукцией, произведенной с помощью предмета лизинга. Сейчас такое правило есть в отношении бюджетных учреждений (п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 28 Закона о лизинге). Законопроектом предполагается ввести полный запрет на расчеты с лизингодателем в натуральной форме продукцией, произведенной с помощью предмета лизинга, для всех типов государственных и муниципальных учреждений. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что такое ограничение уже, по сути, есть: бюджет, в том числе по денежным обязательствам получателя бюджетных средств, исполняется в денежной форме.
В Законе о лизинге может также появиться и особый, усложненный, порядок принудительного исполнения обязательств по внесению лизинговых платежей, если лизингополучатель-учреждение два и более раза подряд нарушил сроки расчетов с кредитором. В действующей редакции Закона о лизинге предусмотрено, что при такой просрочке сумма задолженности по платежам списывается в бесспорном порядке по поручению лизингодателя. Однако правовой статус государственных и муниципальных учреждений не позволяет этот механизм реализровать. Потому вместо использования общей оговорки о том, что для таких субъектов условия лизинга применяются с учетом особенностей, разработчики законопроекта предлагают прямо исключить бесспорный порядок списания долгов. Обращение взыскания на денежные средства государственных и муниципальных учреждений в таком случае должно происходить на основании исполнительных документов и в особом порядке (путем обращения в органы Федерального казначейства или соответствующие финансовые органы субъекта РФ, муниципального образования).
Еще одно изменение — запрет казенным и бюджетным учреждениям привлекать заемные денежные средства для выполнения обязательств по договору лизинга. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что подобный запрет для казенных учреждений уже существует (ст. 161 БК РФ), а в отношении бюджетных учреждений готовятся соответствующие поправки в законодательство о некоммерческих организациях.
По этой же причине (наличие существующего запрета) законопроектом предлагается включить в п. 2 ст. 28 Закона о лизинге оговорку о том, что размер лизинговых платежей не может изменяться сторонами, если такой запрет установлен законом. Свобода в определении размера платежей для казенных учреждений ограничена лимитами бюджетных обязательств, доведенных до него (ст. 38, ч. 5 ст. 161 БК РФ), а для бюджетных и автономных учреждений — планами их финансово-хозяйственной деятельности (подп. 3.15 п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).