Численность среднего класса в быстроразвивающихся странах в ближайшие годы, по прогнозам экспертов, увеличится более чем в два раза. Растущий спрос граждан со средним уровнем доходов изменит структуру потребления, в котором увеличится доля расходов на образование, здравоохранение и культурные услуги. Темпы роста ВВП быстроразвивающихся государств по-прежнему будут опережать общемировую динамику, если не помешает отток капитала из этих стран.
Седний темп прироста быстрорастущих рынков, отмечается в специальном исследовании компании Ernst & Young, составит 4,7% в текущем году и более 5% — в 2015-м.
В следующем году при относительно низком уровне прироста финансовых и бизнес-услуг (4%) динамика в промышленном производстве и электроэнергетике составит 5%, а в строительстве и торговле достигнет 6%.
Несмотря на устойчивый экономический рост быстрорастущих стран в целом, прогнозы для отдельных развивающихся государств не столь однозначны. В то время как правительства ряда стран в Северной и Южной Америке принимают меры для восстановления темпов развития, ускорение роста некоторых государств Азии обеспечивается в основном за счет устойчивой динамики экономики Китая.
Неожиданно высокие показатели роста промышленного производства в Польше и Чехии говорят о том, что европейские страны с развивающейся экономикой набирают силы, ориентируясь на соседей, в первую очередь на Германию, которая постепенно выводит еврозону из рецессии.
«Быстрорастущим рынкам предоставлена возможность продолжить основные экономические реформы и использовать потенциал роста до сокращения уровня ликвидности, поступающей из промышленно развитых стран, — считает руководитель международного комитета E&Y по странам с развивающейся рыночной экономикой Раджив Мемани. — Скорее всего, мы станем свидетелями все более усиливающегося разрыва между теми странами, которые успеют провести реформы, и теми, которые не сделают это вовремя. Последним предстоит испытать последствия бегства капитала. Если говорить о краткосрочной перспективе, то победителей во многом будет определять как политическая конъюнктура, например результаты предстоящих выборов в ряде стран с развивающейся экономикой, так и способность правительств контролировать государственные расходы».
Структура потребления серьезно изменится
Число домохозяйств со средним уровнем доходов, количество которых в быстроразвивающихся государствах составляло в 2012 г. 94 млн, к 2022 г. возрастет до 200 млн.
В Китае количество домохозяйств с доходом 35 000 долл. в реальном выражении утроится к 2022 г. и составит почти 80 млн. В России аналогичный показатель будет равняться 15 млн, столько же он составит в Бразилии. В Турции и Индии число таких домохозяйств достигнет 10 млн.
В Нигерии количество домохозяйств с доходом более 10 000 долл. почти удвоится: с 6 млн в 2012 г. до 11 млн в 2022-м.
Рост среднего класса будет способствовать значительному увеличению спроса на услуги в области здравоохранения и образования, что в свою очередь приведет к повышению квалификации персонала в этих секторах. Увеличение расходов граждан на услуги IT, сферы культуры, отдых и развлечения опередит рост их затрат на продукты питания более чем в два раза.
Пока для многих быстрорастущих рынков характерен относительно низкий уровень потребления товаров длительного пользования. Спрос на них возрастает по мере приближения доходов домохозяйств к уровню 10 000 долл. К примеру, в Таиланде десять лет назад доходы лишь 28% домохозяйств превышали 10 000 долл. в реальном выражении. Теперь доля таких хозяйств достигла почти 40%. При этом продажа холодильников за этот период увеличилась вдвое.
Для использования преимуществ, связанных с ростом среднего класса, и сбалансированного расходования ограниченных ресурсов стран с развивающейся экономикой, по мнению аналитиков E&Y, необходимо инвестировать в развитие «зеленых» технологий и общественного транспорта, совершенствовать бизнес-среду и нормативно-правовую базу.
Отток капитала может торпедировать рост
Нестабильная ситуация на финансовых рынках может вызвать отток капитала из экономик таких стран, как Турция, Аргентина, Россия и Индия, и ослабление курсов национальных валют.
Кроме того, политическая неопределенность или низкий уровень экономического роста могут обусловить нежелание инвесторов принимать дополнительные риски и привести к оттоку портфельных инвестиций с быстрорастущих рынков. Это сильнее всего может сказаться на таких странах, как Турция и Индия, в которых финансирование дефицита счета текущих операций напрямую зависит от притока портфельных инвестиций.
Реализация сценария, связанного с оттоком капитала, приведет к увеличению инфляции, процентных ставок и долговой нагрузки, что будет сдерживать экономический рост. Помимо снижения цен акций и жилой недвижимости, это ограничит потенциал дальнейшего развития большинства быстрорастущих рынков.
При развитии такого сценария прирост ВВП быстрорастущих рынков может сократиться до 3,7% в 2014 г. и до 2,8% — в 2015-м, что в свою очередь отразится на темпах роста экономик развитых стран.