Почти все ключевые показатели, характеризующие деловой климат в сфере услуг, продемонстрировали в IV квартале 2013 г. нисходящий тренд, свидетельствуют данные опроса Росстата. Балансы предпринимательских оценок изменения спроса, объема услуг, численности занятых, полученной прибыли имели отрицательные значения.
Очевидным свидетельством погружения сферы услуг в ситуацию, близкую к стагнации, является, по оценке ученых ВШЭ, резкое снижение основного результирующего индикатора — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ). Его величина впервые за все время проведения предпринимательских опросов в отрасли (два года) достигла отрицательного значения (–2%).
Снижение ИПУ наблюдалось в 12 из 14 обследованных видов деятельности сферы услуг, а в девяти из них были отрицательные значения индикатора. Небольшой рост (на 1 п.п.) в зоне положительных значений по сравнению с предыдущим кварталом был зафиксирован только в услугах связи и культурно-развлекательной деятельности. При этом во всех без исключения видах услуг ИПУ был ниже, чем в соответствующем периоде предыдущего года.
Наиболее резкий спад индекса, как и следовало ожидать, наблюдался в видах деятельности с максимально выраженной сезонной составляющей. Так, в сегменте оказания санаторно-курортных услуг он снизился на 33 п.п., в гостиничном бизнесе и туризме — на 22 и 21 п.п. соответственно.
Наиболее благоприятный деловой климат, согласно результатам обследования, по-прежнему наблюдался в сегменте страхования, однако даже в этом виде финансовых услуг степень уверенности предпринимателей постепенно снижается.
Достаточно успешной в обследуемом периоде можно считать деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта, а также рекламу, связь, стоматологическую практику. Индекс предпринимательской уверенности в этих сегментах сохранил положительные значения.
Впервые за два года проведения обследований наблюдалось существенное ухудшение делового климата в сфере риелторских услуг, а также техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств (ИПУ переместился в отрицательную зону).
По-прежнему наблюдаются негативные тенденции в развитии компаний, занимающихся ремонтом бытовых изделий и предметов личного пользования (на протяжении двух лет проведения обследований ИПУ здесь так и не смог достичь положительных значений).
Беспокойство экспертов также вызывает резкое ухудшение ИПУ в сегменте оказания услуг пассажирского транспорта. Видимо, ресурс потребительского спроса со стороны населения начал снижаться, что вкупе с агрессивной ценовой политикой транспортных компаний вынуждает потребителей более избирательно и экономно относиться к средствам передвижения.
«Полученные от предпринимателей негативные оценки ключевых операционных показателей деятельности организаций свидетельствуют о переходе данного сегмента рынка к фазе замедления экономического роста», — комментирует ситуацию директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. Отрасли, производящие потребительские товары и оказывающие услуги населению, как правило, с определенным лагом повторяют события, происходящие в промышленности и строительстве. А они, по большому счету, уже больше года работают в стагнационном режиме, и, видимо, теперь дошла очередь до замедления роста в сфере услуг и торговли.
«Пока еще рано говорить о полной посадке экономики на отметку 0%. Все-таки торговля и сфера услуг еще остаются, хотя и слабеющими, но драйверами роста ВВП. Однако последние опросы руководителей предприятий этих секторов говорят о явном ухудшении делового климата», — делает вывод ученый.
О деловом климате в оптовой торговле — на с. 20.