Новый Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» устанавливает круг субъектов, имеющих право допускать на рынок оценки соответствия сертифицирующие организации и испытательные лаборатории. Он вступит в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования, но не ранее вступления в силу законов, корректирующих порядок аккредитации организаций и предпринимателей, которые такой аккредитации подлежат. А когда это случится, пока не ясно.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее — Закон об аккредитации) — базовый законодательный акт в области национальной системы аккредитации, за переформатирование которой государство активно взялось два года назад.
Если представить себе систему сертификации на соответствие требованиям технических регламентов на продукцию и процессы ее производства и эксплуатации в виде пирамиды, то Закон об аккредитации регулирует взаимоотношения на «верхнем этаже» такой пирамиды. На ее нижнем уровне находятся конечные потребители, на втором уровне — производители, на третьем — сертифицирующие их организации и проводящие испытания лаборатории, а четвертый этаж занимают национальный орган по аккредитации — Росаккредитация — и коммерческие организации, лаборатории и эксперты, занимающиеся проверкой соблюдения требований, которые предъявляются к сертифицирующим организациям.
Система аккредитации должна быть прозрачной
По оценкам экспертов, объем существующего рынка по сертификации составляет не менее 4 млрд долл. Причем в значительной мере эти средства оборачиваются на рынке сертификатов, которые выдаются без проведения каких-либо исследований. Такая ситуация опасна не только для российских потребителей, но и для производителей. Во-первых, выданные в России сертификаты не признаются за рубежом. Во-вторых, добросовестные производители, несущие затраты на сертификацию своей продукции от А до Я, оказываются в невыигрышном положении по сравнению с теми, кто получает сертификаты, по сути не имеющие под собой каких-либо оснований. Одной из важных новаций Закона об аккредитации является описание федеральной государственной информационной системы в области аккредитации и закрепления принципа открытости реестров, благодаря чему работа органов по аккредитации должна стать прозрачной для всех.
Требования Закона об аккредитации относятся к аккредитации, связанной как с обязательной, так и с добровольной сертификацией. Но из сферы его действия есть исключения, например, аккредитация на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий и порядок аккредитации в области использования атомной энергии (ст. 2 Закона об аккредитации). Согласно ст. 7, п. 12 ст. 4 Закона об аккредитации в качестве национального органа по аккредитации в России выступает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в национальной системе аккредитации — Росаккредитация. Важнейшей ее функцией, кроме непосредственно аккредитации юридических лиц и предпринимателей и подтверждения компетентности уже аккредитованных, является представление России в международных организациях по аккредитации (см. комментарий ниже).
Также Законом об аккредитации предусмотрено создание при национальном органе комиссии по апелляциям, которая должна осуществлять досудебное рассмотрение жалоб на отказ в аккредитации, приостановление или прекращение действия аккредитации (ст. 6 Закона об аккредитации).
Национальный орган устанавливает критерии аккредитации, содержащие требования к менеджменту качества, работникам, помещениям, оборудованию, техническим средствам и т.п., а также перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых желающими аккредитоваться (они именуются в законе заявителями) обеспечивает им соответствие критериям аккредитации (подп. 5—7 ст. 13 Закона об аккредитации).
Довольно подробно в Законе об аккредитации описаны задачи привлеченных к работе экспертов по аккредитации и технических экспертов, и условия, при которых они могут или должны отказаться от работы (ст. 11 Закона об аккредитации).
Черты основного в своей области закону об аккредитации придает подробное описание прав и обязанностей, как аккредитованных лиц, так и аккредитующих их экспертных организаций. Аккредитованные лица не только обязаны соблюдать критерии аккредитации, но и должны безвозмездно предоставлять в национальный орган по аккредитации сведения о результатах своей деятельности, технической оснащенности, изменениях в составе и компетентности работников. Наиболее важные сведения, например, о прекращении деятельности в качестве аккредитованных лиц, приостановления действия аккредитации лиц, которые привлекались ими для выполнения работ в области аккредитации, должны будут предоставляться в 15-дневный срок.
Грядут меры по «зачистке» недобросовестных
Одной из важных обязанностей, вмененных экспертным организациям, является уведомление национального органа по аккредитации об изменениях в составе экспертов по аккредитации, для которых данная конкретная организация является основным местом работы. Сделать это необходимо в течение пяти рабочих дней со дня изменения.
Дело в том, что в экспертной организации по основному месту работы должны трудиться не менее пяти экспертов по аккредитации. И нередко случается, что один и тот же эксперт трудится как постоянный одновременно в нескольких организациях только для придания им статуса экспертных. Указанная мера должна послужить зачистке рынка от структур, использующих таких «многостаночников».
Механизм очистки рынка заложен также в процедуры подтверждения компетентности аккредитованных лиц (ст. 24 Закона об аккредитации) и особенности проведения государственного контроля за ними (ст. 27 Закона об аккредитации). Устанавливается, что плановые проверки аккредитованных лиц проводиться не будут. Вместо этого они должны проходить процедуру подтверждения компетенции в течение первого года после аккредитации, а затем не реже чем раз в два года после предыдущего подтверждения компетенции и каждые пять лет со дня аккредитации (ст. 24 Закона об аккредитации). Внеплановые проверки будут проводиться по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», или в случае поступления в национальный орган по аккредитации информации о нарушении экспертной группой при проведении экспертизы законодательства об аккредитации, о несоответствии аккредитованного лица требованиям законодательства, нарушении им правил выполнения работ по сертификации и (или) представлении недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений. Если Росаккредитации удастся добиться бесперебойного действия этого механизма, недобросовестные органы по аккредитации и лаборатории начнут постепенно, но неуклонно вытесняться с рынка, обеспечив в свою очередь очистку рынка сертифицирующих организаций и испытательных лабораторий.
комментарий
Марина Блудян, член президиума «ОПОРЫ России», руководитель комиссии по аккредитации:
«Если результаты оценки соответствия не признаются за рубежом, в ВТО мы вступили зря»
Закон об аккредитации можно сравнить со вторым окном в Европу, которое мы прорубили после Петра I. Закон создает условия для того, чтобы через некоторое время российские результаты оценки соответствия начали признаваться за рубежом. Когда это произойдет, отечественному производителю, прошедшему все испытания и процедуры оценки соответствия продукции в российских лабораториях и органах по сертификации, не придется делать это повторно в каждой стране, в которую он хотел бы отправить продукцию. Сейчас экспорт российских товаров осложнен этими барьерами. Главный принцип ВТО — «отдай свой рынок и получи множество других». Но если российские результаты оценки соответствия требованиям безопасности и качества не признаются, то в ВТО мы вступили зря.
У нас в стране должен появиться национальный орган по аккредитации испытательных лабораторий и сертификационных центров, который станет полноправным членом международных комитетов по сертификации и лабораториям. Для этого необходимо принять у себя международных экспертов, пройти различные документарные проверки и доказать, что наши результаты могут быть признаны.
Молодая команда, которая пришла в созданную два года назад Росакредитацию, сделала за это время невероятное: в лице этого национального органа по аккредитации мы уже стали аффилированными членами международных комитетов. Но чтобы стать полноправными членами, нужно полностью пройти процедуры вступления в Международный комитет органов по сертификации и Международный комитет испытательных лабораторий.