Законопроект о введении обязательного экологического аудита, разработанный Минприроды пару лет назад и раскритикованный Минэкономразвития, снова представлен для публичного обсуждения. На этот раз разработчики учли все замечания и включили в проект положения, стимулирующие бизнесменов в своей деятельности наносить меньший вред окружающей среде. Обязательный аудит будет проводиться с периодичностью один раз в год, а для субъектов малого и среднего бизнеса — раз в три года и, по подсчетам разработчиков, затронет около 7000 организаций.
Минприроды России разместило на официальном сайте www.mnr.gov.ru доработанный законопроект , направленный на установление новых и обобщение существующих норм об экологическом аудите (далее — экоаудит).
В начале 2012 г. законопроект проходил и независимую экспертизуна коррупциогенность, а затем обсуждение на портале www.regulation.gov.ru (письмо Минприроды России от 30.07.2013 № 03-13-53/14228). Однако представленный в октябре прошлого года в Минэкономразвития России текст по итогам публичного обсуждения не устроил министерство, и оно отправило его на доработку. И вот уже измененный законопроект вскоре должен быть представлен на публичное обсуждение на портале.
Обязательный аудит грозит некоторым бизнесменам раз в год, а некоторым — раз в три года
Определение экоаудита содержится в действующем законодательстве с начала 2002 г. (абз. 37 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», далее — Закон об ООС). В законопроекте это определение конкретизируется в сторону расширения. Вместо оценки соблюдения предприятиями требований в области охраны окружающей среды (далее — ООС) предлагают проводить оценку как документов и (или) проектов документов таких субъектов на соответствие требованиям нормативных документов и международных стандартов в области ООС, так и осуществляемой этими субъектами деятельности.
Предлагается экоаудит разделить на обязательный и добровольный. Добровольный аудит в настоящее время проводится для большого количества компаний по их инициативе. Но, как отмечает Минприроды в пояснительной записке к проекту, чаще всего проведение аудита связано с целью что-то скрыть, а не составить объективное экспертное мнение на предмет соблюдения аудируемыми лицами требований законодательства. Поэтому разработчики предлагают ввести обязательный экоаудит с периодичностью раз в год, а для субъектов МСП — раз в три года при осуществлении некоторых видов деятельности:
■ по обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности;
■ при разработке, выполнении планов снижения выбросов и (или) сбросов, внедрению наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов;
■ при разработке, реализации проектов восстановительных работ по возмещению вреда, причиненного ООС;
■ при выполнении специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории (кстати, в настоящее время есть только одна такая программа — в Челябинске, для его правительства и предприятия «Маяк», нанесшего в первые годы своей работы огромный вред окружающей среде, подробнее см. www.po-mayak.ru). Исполнителю такой спецпрограммы предстоит через три месяца после ее завершения представить в органы Росприроднадзора заключение экоаудитора, часть которого будет размещена на сайте органа.
Кроме того, устанавливается, с какого времени данный аудит необходимо проводить по каждому из указанных видов деятельности. Данный перечень планируют сделать открытым. Если бы этот законопроект был принят и вступил в действие сегодня, то, по подсчетам Минприроды, обязательный аудит предстояло бы провести примерно 7000 компаний.
Несмотря на предполагаемое недовольство предпринимателей, которые подпадут под новые требования, в настоящее время вопрос экологии встает довольно остро. Еще в 2009 г. Высшая школа экономики (ВШЭ) совместно с Гильдией управляющих и девелоперов провели круглый стол «Экологический девелопмент: состояние, прогнозы и возможности для развития бизнеса». По результатам этого мероприятия специалисты сделали вывод, что строительство и эксплуатация недвижимости существенно усугубили эффект глобального потепления, поскольку они на 55% были причиной экологических изменений в мире (см. www.gud-estate.ru). Поэтому эко-строительство было бы выходом из сложившейся ситуации. Аналогично можно анализировать и иные сферы предпринимательства, которые наносят вред окружающей среде.
Проведение экоаудита даст сомнительные бонусы поднадзорным субъектам
До 1 августа 2011 г. действовало положение, предусматривающее проведение экоаудита по требованию государственных инспекторов (п. 2 ст. 27 Федерального закона от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в ред. от 27.12.2009). Видимо, после того, как эта статья утратила силу, Минприроды и задумался о разработке законопроекта. Хотя эта необходимость существовала и ранее, в связи с рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) от 09.06.2004, п. С (2004) 100.
Кстати, в упомянутый Федеральный закон от 04.05.99 № 96-ФЗ также планируются изменения: утверждение нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в упрощенном порядке, если субъектом хозяйственной или иной деятельности, в отношении которого осуществляется региональный государственный экологический надзор, на разработанные нормативы получено заключение экологического аудита, подтверждающее их соответствие требованиям в области ООС. Еще одной стимулирующей мерой к проведению экоаудита будет то, что при наличии указанного заключения дается отсрочка плановой проверки на три года с момента оформления такого заключения.
Независимо от сферы деятельности компании или предпринимателя экоаудит стоит провести хотя бы один раз для того, чтобы понять, наносит ли компания вред окружающей среде или нет.
Тем не менее позиция РСПП по законопроекту складывается не в пользу последнего. Члены объединения считают, что с введением законопроекта на субъекты предпринимательства будет возложена двойная финансовая нагрузка за оплату обязательного экоаудита.
Удостоверения экоаудиторов могут заменить аттестаты от СРО
Разработчики проекта считают, что на сегодняшний день нормативное регулирование экоаудита является недостаточным. В Законе об ООС содержится определение данного вида аудита. Но нельзя не согласиться с тем, что определение собственно аудита охватывает лишь область проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 3 с. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»), и ни о какой охране окружающей среды речи не идет. Но сказать, что кроме определения нет больше никаких, касающихся экоаудита, норм, также нельзя. К тому же имеется ряд региональных нормативных актов (например, постановление Правительства Москвы от 28.08.2002 № 693-ПП), которым введен обязательный экологический аудит организаций-бюджетников и др.
В настоящее время действует временный порядок аттестации экоаудиторов и положение о комиссии по их аттестации (утв. приказом Госкомэкологии России от 16.07.98 № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации»). В нем установлено, каким образом претендент может получить удостоверение экоаудитора, право комиссии отозвать и аннулировать данное удостоверение. Сейчас такие удостоверения можно получить в существующих СРО, а продлить в Международном институте экологической профессиональной переподготовки (МИЭПП «Академия МНЭПУ»), где ведется реестр МАЭкА экологов-аудиторов (www.fpp.ru).
Законопроектом же устанавливается, что по итогам аттестации экоаудиторов саморегулируемая организация экоаудиторов (СРО) будет выдавать им бессрочные квалификационные аттестаты при условии ежегодного повышения квалификации. При этом каждый экоаудитор должен будет состоять в СРО, будь он индивидуальным предпринимателем, сотрудником организации по экоаудиту или самостоятельным экоаудитором. Соответственно, законопроект содержит положения об особенностях таких СРО, в том числе требования к их компенсационному фонду, положения о ведении реестра экологических аудиторских организаций, индивидуальных экологических аудиторов и реестра СРО.
Что делать с имеющимися удостоверениями у экоаудиторов, в законопроекте не сказано, установлено лишь, что имеющиеся у них квалификационные аттестаты будут действительны и после вступления закона в силу.