2014 г. принес радикальные изменения в сфере аттестации рабочих мест по условиям труда. Да, теперь это уже и не аттестацией вовсе называется, а специальной оценкой условий труда. Такой термин введен вместе с новым порядком Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ, действует с 1 января 2014 г.). Однако суть и назначение самой процедуры практически не поменялись. Только последствия нарушений стали жестче и разнообразнее.
Пожалуй, не осталось среди бухгалтеров тех, кто хотя бы не слышал о проблеме аттестации рабочих мест по условиям труда. Непосредственно с ней пришлось столкнуться каждому в практической деятельности, например при заполнении отчетности в ФСС России. Многих сначала напугал приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее — приказ № 342), а потом (и напрасно!) успокоила его новая редакция от 12.12.2012.
Безопасность рабочих мест с точки зрения бухгалтера
В сфере охраны труда многие десятилетия существовали разнообразные требования к безопасности рабочих мест. Но эта тема раньше чаще всего обходила бухгалтерию стороной. Первые тревожные звонки прозвучали в 2011 г., и вот что мы имеем к сегодняшнему дню.
Социальное страхование
В Расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма-4 ФСС) необходимо в таблице 10 привести данные о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда на начало расчетного периода, выделив отдельно, сколько рабочих мест признано имеющими вредные, а сколько — опасные условия труда. В той же таблице, кстати, указывают сведения и о проведенных в отношении работников обязательных медосмотрах.
На основании результатов аттестации (специальной оценки условий труда) определяется потребность в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты (п. 3 ст. 7 Закона № 426-ФЗ). Следовательно, эти результаты лежат в фундаменте обоснования экономической оправданности таких расходов работодателя в целях налогообложения.
В ходе аттестации должны быть даны рекомендации по организации обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников (п. 5 ст. 7 Закона № 426-ФЗ). А это, в свою очередь, также обосновывает затраты на проведение таких медосмотров и позволяет верно подобрать цифры для заполнения таблицы 10 формы-4 ФСС.
Данные оценки условий труда использует ФСС России для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а страхователь — для обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (см. п. 8, 9 ст. 7 Закона № 426-ФЗ, Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524 (в ред. от 21.05.2013), Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н (ред. от 24.05.2013)).
Решение вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производится на основании данных аттестации рабочих мест (п. 11 ст. 7 Закона № 426-ФЗ). То есть, определяя подход к оплате больничного пострадавшему, организация опирается на данные, полученные в ходе аттестации.
Расходы работодателя на санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечения работников обосновываются результатами специальной оценки условий труда (п. 13 ст. 7 Закона № 426-ФЗ).
Пенсионное страхование
При определении тарифа дополнительных взносов в ПФР за застрахованных лиц, имеющих право на досрочное оформление пенсии по старости в связи с работой во вредных и опасных условиях, с 2014 г. определяющее значение имеют результаты аттестации рабочих мест таких сотрудников (ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», далее — Закон № 167-ФЗ).
В новой форме Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (которая применяется начиная с первого отчетного периода 2014 г.), будут приводиться данные об установленных «вредникам», имеющим право на досрочное назначение пенсий, классах вредности и тарифах (суммах) взносов, как по организации в целом, так и персонально.
Напомним, что теперь страхователь представляет персонифицированные сведения в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» — см. п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“»).
Условия труда и гарантии работникам
Для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам аттестации (специальной оценки условий труда) отнесены к вредным (3-й или 4-й подклассы вредности) или опасным условиям труда, продолжительность рабочей недели с 2014 г. не может превышать 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). Должность сотрудника не имеет значения, как и то, указана ли она в списке вредных работ. Результат зависит только от того, что показала аттестация.
С 2014 г. работники, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным условиям труда, имеют право на дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск минимальной продолжительностью семь календарных дней (ст. 117 ТК РФ). Причем такой отпуск нельзя заменить денежной компенсацией, он должен быть использован только в натуре. И в этом случае ничего не зависит от наименования должности или профессии сотрудника, определяющими являются результаты проведенной оценки условий труда.
Оплата труда всех работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Вредность (опасность) определяется только результатами аттестации и никак не зависит от того, упомянута ли профессия сотрудника в отраслевом Перечне вредных работ. ВС РФ в решении от 04.06.2013 № АКПИ13-411 (Определением ВС РФ от 27.08.2013 № АПЛ13-359 указанное решение оставлено без изменения) установил, что увязка права на доплаты с содержанием Перечней неправомерна. Законодатели внесли соответствующие поправки в ТК РФ (ст. 147 ТК РФ).
Важно!
Проведение специальной оценки условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и о муниципальной службе (п. 4 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
Ответственность
С 2015 г. будет введен административный штраф за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение (ст. 5.27.1 КоАП РФ). Для организации он составляет от 60 000 до 80 000 руб., для предпринимателя — от 5000 до 10 000 руб. (подробнее об ответственности работодателя за нарушение правил проведения спецоценки читайте в следующем номере журнала).
Говоря о последствиях спецоценки, мы упомянули только те, которые так или иначе могут быть важными для бухгалтера при выполнении им должностных обязанностей. Если брать в расчет функции других подразделений фирмы, список последствий специальной оценки условий труда (или ее непроведения) можно продолжить (см. ст. 7 «Применение результатов проведения специальной оценки условий труда» Закона № 426-ФЗ).
Обратим также внимание на то, что с 2014 г. обязательным положением трудового договора стало указание на условия труда на рабочем месте (ст. 57 ТК РФ). В связи с этим трудовые договоры всех уже работающих сотрудников должны быть дополнены либо соответствующим приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которое является неотъемлемой частью трудового договора.
Что определяется в ходе спецоценки условий труда
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Именно по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Бухгалтеру важно знать, что классов условий труда по степени вредности Закон № 426-ФЗ (ст. 14) выделяет четыре: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (см. таблицу).
Классы условий труда по степени вредности (таблица)
Класс (подкласс) вредности |
Характеристика |
1 класс. Оптимальные условия труда |
воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника |
2 класс. Допустимые условия труда |
на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) |
3 класс. Вредные условия труда |
уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности |
4 класс. Опасные условия труда |
на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности |
Именно на этой классификации и основываются различные гарантии и компенсации работникам, а также последствия для работодателя, как уже видно из приведенного нами выше списка.
Развеем несколько мифов и откажемся от пустых надежд
Закон № 426-ФЗ достаточно конкретно регламентирует вопросы специальной оценки условий труда, и правила здесь более жесткие, чем в приказе № 342н.
Так, п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ четко оговаривает, что специальная оценка условий труда не проводится только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Никаких особенностей или освобождения от проведения оценки условий труда в отношении рабочих мест, занимаемых внешними совместителями, сотрудниками, с которыми заключены срочные трудовые договоры или сезонными работниками, закон не устанавливает.
Если сравнить это с нормами приказа № 342н в редакции, действовавшей в последнее время, становится очевидно, что исключений почти не осталось. В пункте 4 названного приказа, например, обнаруживаем, что аттестации не подлежали рабочие места, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства. В законе такой льготы уже нет. И хотя Минтруд России письмом от 08.04.2013 № 15-1-859 разъяснил, что если работник занят на работе с ПЭВМ более 50% рабочего времени, такое рабочее место должно аттестовываться, большинство работодателей, слишком упрощенно поняв правило п. 4 приказа № 342н, приняли его за индульгенцию.
В настоящий момент нет сомнений: все рабочие места, оборудованные работодателем по месту его нахождения (в том числе по месту нахождения его обособленных подразделений), подлежат аттестации, даже если это лишь стол с креслом и компьютер на столе.
На этом основании бухгалтер должен сразу сделать вывод: заполняя форму-4 ФСС, уже никто, кроме тех, у кого все работники надомники или трудятся дистанционно, не может проигнорировать заполнение таблицы 10, начиная с расчета за I квартал 2014 г.
Учитывая, что сведения в таблице, как известно, приводятся по состоянию на начало года, показатель «Общее количество рабочих мест, подлежащих аттестации» у большинства страхователей изменится в большую сторону. Отражая аналогичные данные в этой таблице в отчетности за 2013 г., мы приводили сведения, актуальные на начало 2013 г. (и в форме 4-ФСС за 1-е полугодие 2013 г., и в расчетах за девять месяцев 2013 г., а также за 2013 г.), то есть с учетом правил аттестации, установленных приказом № 342н. Теперь же при составлении формы-4 ФСС за I квартал 2014 г. и следующие отчетные периоды 2014 г. нужно исходить из норм Закона № 426-ФЗ.
Например, в компании работает десять менеджеров, бухгалтер, генеральный директор (у всех присутствует на рабочих местах компьютерная техника), два водителя, уборщица и курьер. Раньше (пусть и с натяжкой) можно было считать, что аттестации подлежат только рабочие места водителей, уборщицы и курьера (то есть четыре рабочих места). В расчете за I квартал 2014 г. придется указать, что специальной оценке подлежат уже все 16 рабочих мест.
К слову, поскольку нет необходимости оценивать условия труда надомников и дистанционных работников, кого можно и нужно считать таковыми?
Надомники и дистанционные работники
Надомниками в силу ст. 310 ТК РФ считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. Согласно ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указывается место работы, то есть в данном случае должно быть обозначено, что работа выполняется на дому.
Дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета.
Дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе (ст. 312.1 ТК РФ), то есть специфика работы также отражается в договоре. Особенностям труда этих лиц посвящена глава 49.1 ТК РФ.
Гражданско-правовые договоры
Не проводится оценка условий труда, естественно, и в отношении условий, в которых работают исполнители по договорам гражданско-правового характера (договоры работ, услуг, подряда). Так может, перевести максимальное число сотрудников на такие договоры?
Предостережем от подобных кульбитов: этот и без того рискованный подход натолкнется на новый барьер, установленный с 2014 г. ТК РФ. В Кодексе появилась ст. 19.1 «Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями». Процитируем: «Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном ч. 1—3 настоящей статьи, были признаны трудовыми отношениями, такие трудовые отношения между работником и работодателем считаются возникшими со дня фактического допущения физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, к исполнению предусмотренных указанным договором обязанностей». То есть у фиктивного гражданско-правового договора нет шансов избавить работодателя от необходимости оценить условия труда на рабочем месте, зато переквалификация договора гарантированно принесет ему негативные плоды. В то же время подчеркнем, что гражданско-правовые договоры, не имеющие признаков притворных сделок, имеют право на существование и заключение их абсолютно правомерно.
Окончание см. в следующем номере «НБ».