Аналитики «ВТБ Капитала» подготовили очередной обзор состояния российской экономики — за январь. По их мнению, и статистика, и индексы, рассчитанные по опросам, показывают, что ситуация продолжает ухудшаться.
Индексы деловой активности говорят о неустойчивости роста. PMI (purchase management index, индекс закупщиков) в промышленности в январе упал до 48,0 пункта — самое низкое значение с июня 2009 г. Индекс PMI в сфере услуг, который рос с сентября 2013 г., резко снизился — до 50,2; основным фактором стало ослабление внутреннего спроса. Снижение внутреннего спроса плохо тем, что оно сдерживает рост производства и, соответственно, занятости.
Форвардные индикаторы предрекают дальнейшее ухудшение. Статистика показывает, что российские компании наконец начали адаптировать производство к условиям слабого спроса (проще говоря, принялись сокращать его), но запасы готовой продукции на складах производителей в январе выросли: сокращение новых заказов оказалось неожиданно сильным. Низкое соотношение новых заказов к товарным запасам производителей — 0,99 против среднего значения 1,12 в посткризисный период — сулит дальнейшее давление на динамику промышленного производства в ближайшее время.
Индекс деловых ожиданий в сфере услуг после резкого увеличения в декабре прошлого года вернулся к отметке 61,7, низкой по историческим меркам.
Рост промышленного производства, по данным «ВТБ Капитала», в январе остался положительным — из-за невысокой базы прошлого января. Год начался холодной погодой, которая способствовала росту в добывающих отраслях (добыча газа, например, увеличилась на 0,6% в годовом сопоставлении — против снижения на 1,1% месяцем ранее) и увеличению выработки электроэнергии, но стала фактором сдерживания роста в строительном секторе. Первые показатели деятельности обрабатывающих отраслей дают противоречивые сигналы.
С одной стороны, дальнейшее сокращение потребления электроэнергии — на 1,7% в годовом сопоставлении с поправкой на погодные факторы (минимум за последние девять месяцев) — подразумевает ослабление роста в отраслях с большим потреблением электроэнергии; с другой — относительно высокие темпы роста погрузки в сети РЖД (на 1,2% в годовом сопоставлении против 1,8% в декабре) и благоприятный эффект базы указывают, что рост промышленного производства мог остаться вблизи достаточно высокого декабрьского уровня.
Российские предприятия продолжают обращать особое внимание на производительность труда и ужесточать контроль за расходами, в том числе за счет численности персонала — темпы сокращения штатов в обрабатывающих отраслях и секторе услуг были вблизи многолетних минимумов. Несмотря на ослабление рубля, инфляция издержек в январе замедлилась; в то же время компании стараются ограничивать рост конечных цен (неудивительно, спрос-то слабеет), что отражается в по-прежнему исторически низких уровнях субиндексов PMI розничных цен.