Россияне значительно снизили реальные повседневные расходы

| статьи | печать

Исследовательский холдинг «Ромир» представил очередной индекс покупательской активности — за январь 2014 г. Индекс снизился на 3% в номинальном выражении по сравнению с показателями января 2013 г.

Длинные январские каникулы и легкая паника на валютном рынке в этом году не пошли на пользу повседневному потреблению, пишут исследователи «Ромира». Увлеченные каникулярными поездками в первой половине января и покупками дорожающих долларов и евро — во второй, горожане снизили активность на рынках продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного спроса. Причем не только в реальном, но даже и в номинальном выражении, что в январе произошло впервые за все шесть лет наблюдений.

По данным исследовательского холдинга «Ромир», полученным на основе панели домашних хозяйств Romir Household Panel, индекс потребительской активности россиян в январе 2014 г. снизился на 3% в номинальном выражении по сравнению с показателями января 2013 г. С учетом инфляции потребительского рынка (6,5% за год, по данным Росстата), можно говорить о снижении реальных повседневных расходов примерно на 9%.

Снижение реальных повсе­дневных расходов наблюдается уже четыре месяца подряд, с октября 2013 г., и принимает характер среднесрочного тренда. Остается надеяться на то, что «олимпийский» февраль сможет прервать эту неприятную тенденцию. А пока можно констатировать, что повседневное потребление вернулось на уровень января 2012 г.

Это довольно высокий уровень: в 1,5 раза (в реальном выражении) выше уровня благополучного января 2008 г.

В номинальном выражении повседневные расходы в январе 2014 г. превзошли расходы января 2008 г. в 2,5 раза.

Таким образом, получено очередное доказательство, что пос­ле десятилетия мощного номинального (и реального) роста рынки продуктов питания и товаров повседневного спроса в России в целом приблизились к зрелости и насыщению. В этой связи весьма вероятным представляется усиление конкурентной борьбы между производителями и розничными сетями за платежеспособного, но весьма экономного и рационального российского потребителя, с одной стороны, и между производителями и розницей — за сокращающуюся маржу, с другой.

Индекс покупательской активности «Ромира» (%, январь 2008 г. = 100%)


Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

2008

100

103

126

114

121

120

115

127

129

144

141

171

2009

137

136

154

151

149

150

145

162

157

172

181

209

2010

177

173

191

182

179

162

150

163

173

193

204

246

2011

198

203

225

214

210

203

199

207

204

226

230

262

2012

217

210

240

232

223

216

212

224

231

260

263

314

2013

255

257

279

269

257

243

253

255

265

263

262

316

2014

247