Исследовательский холдинг «Ромир» представил очередной индекс покупательской активности — за январь 2014 г. Индекс снизился на 3% в номинальном выражении по сравнению с показателями января 2013 г.
Длинные январские каникулы и легкая паника на валютном рынке в этом году не пошли на пользу повседневному потреблению, пишут исследователи «Ромира». Увлеченные каникулярными поездками в первой половине января и покупками дорожающих долларов и евро — во второй, горожане снизили активность на рынках продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного спроса. Причем не только в реальном, но даже и в номинальном выражении, что в январе произошло впервые за все шесть лет наблюдений.
По данным исследовательского холдинга «Ромир», полученным на основе панели домашних хозяйств Romir Household Panel, индекс потребительской активности россиян в январе 2014 г. снизился на 3% в номинальном выражении по сравнению с показателями января 2013 г. С учетом инфляции потребительского рынка (6,5% за год, по данным Росстата), можно говорить о снижении реальных повседневных расходов примерно на 9%.
Снижение реальных повседневных расходов наблюдается уже четыре месяца подряд, с октября 2013 г., и принимает характер среднесрочного тренда. Остается надеяться на то, что «олимпийский» февраль сможет прервать эту неприятную тенденцию. А пока можно констатировать, что повседневное потребление вернулось на уровень января 2012 г.
Это довольно высокий уровень: в 1,5 раза (в реальном выражении) выше уровня благополучного января 2008 г.
В номинальном выражении повседневные расходы в январе 2014 г. превзошли расходы января 2008 г. в 2,5 раза.
Таким образом, получено очередное доказательство, что после десятилетия мощного номинального (и реального) роста рынки продуктов питания и товаров повседневного спроса в России в целом приблизились к зрелости и насыщению. В этой связи весьма вероятным представляется усиление конкурентной борьбы между производителями и розничными сетями за платежеспособного, но весьма экономного и рационального российского потребителя, с одной стороны, и между производителями и розницей — за сокращающуюся маржу, с другой.
Индекс покупательской активности «Ромира» (%, январь 2008 г. = 100%)
|
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
2008 |
100 |
103 |
126 |
114 |
121 |
120 |
115 |
127 |
129 |
144 |
141 |
171 |
2009 |
137 |
136 |
154 |
151 |
149 |
150 |
145 |
162 |
157 |
172 |
181 |
209 |
2010 |
177 |
173 |
191 |
182 |
179 |
162 |
150 |
163 |
173 |
193 |
204 |
246 |
2011 |
198 |
203 |
225 |
214 |
210 |
203 |
199 |
207 |
204 |
226 |
230 |
262 |
2012 |
217 |
210 |
240 |
232 |
223 |
216 |
212 |
224 |
231 |
260 |
263 |
314 |
2013 |
255 |
257 |
279 |
269 |
257 |
243 |
253 |
255 |
265 |
263 |
262 |
316 |
2014 |
247 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|