Правительство внесло на рассмотрение Госдумы законопроект о ратификации Конвенции УНИДРУА по международному факторингу. Предполагается, что присоединение к ней даст ряд преимуществ российским экспортерам. При этом, если правила Конвенции не устроят стороны договора международного факторинга, они смогут Конвенцию не применять. Для этого необходимо будет внести соответствующий пункт в договор международного факторинга или купли-продажи товаров.
В рамках присоединения России к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям, принятой 28 мая 1988 г. в Оттаве (далее — Конвенция), Минфин России разработал законопроект, расширяющий возможности российских экспортеров для финансирования предпринимательской деятельности. Законопроект вносит изменения в ГК РФ и в иные законодательные акты, и до 19 февраля 2014 г. проходит независимую антикоррупционную экспертизу согласно информации на портале regulation.gov.ru (см. подробнее «ЭЖ», 2013, № 49, с. 09). Тем временем Правительство РФ 11 февраля 2014 г. внесло в нижнюю палату парламента проект федерального закона № 448334-6 «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям» (далее — законопроект). Стоит отметить, что пояснительные записки к указанным законопроектам имеют много общего, что неудивительно. Вероятно, что планы по ратификации Конфенции возникли даже ранее разработки поправок в ГК РФ.
Необходимость ратификации конвенции обсусловлена тем, что российским экспортерам сложно получить услуги по международному факторингу в силу запрета на валютные операции между факторинговыми компаниями и российскими компаниями-резидентами (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Во многих же странах ситуация иная, что дает неоправданные преимущества иностранным банкам и финансовым компаниям присоединившихся к Конвенции стран. На сегодняшний день по данным УНИДРУА (Международный институт унификации частного права) количество стран, ратифицировавших Конвенцию, равно 18.
Но даже при ратификации Россией Конвенции она может быть необязательна к применению сторонами конкретных факторинговых отношений, если они включат соответствующую оговорку в текст а (подп. «а» и «б» п. 1 ст. 3 Конвенции).