С этого года существенно изменились правила заполнения платежных поручений на перечисление налогов и страховых взносов. Так, появились новые реквизиты платежного поручения, такие как УИН — универсальный идентификатор начисления. Кроме того, изменилась очередность списания платежей. На основании разъяснений Минфина России и Пенсионного фонда мы расскажем, как правильно заполнить платежку на уплату налогов и страховых взносов.
Универсальный идентификатор начисления (УИН)
Основной документ, внесший изменения в порядок заполнения платежек, — приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее — приказ № 107н). Приказ официально вступил в силу только 4 февраля 2014 г. Им установлена обязанность по указанию УИН в платежных поручениях на перечисление налогов и страховых взносов. В частности, с 31 марта 2014 г. этот идентификатор будет отражаться в поле «Код» платежного поручения. А до этого момента УИН должен указываться первым в поле «Назначение платежа» и отделяться от остальной информации знаком «///» (п. 8 приказа № 107н).
Дата 31 марта 2014 г. возникла в приказе № 107н потому, что именно с этого момента в Положение Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (далее — Положение № 383-П) вводится п. 1.21.1 (Указание Банка России от 15.07.2013 № 3025-У), согласно которому в платежных поручениях указывается УИН в случаях его присвоения получателем средств. Он доводится до плательщика получателем средств в соответствии с договором. Таким образом, указание УИН в платежных документах обязательно только с 31 марта 2014 г. На это обращено внимание в письме Банка России от 26.11.2013 № 45-7-1/121 и письме Казначейства России от 20.12.2013 № 42-7.4-05/5.3-836 «О порядке указания в платежных документах клиентов идентификаторов платежа».
Однако приказ № 107н требует указания УИН в поле «Назначение платежа» платежного поручения и до этой даты. В результате банки нередко отказывают своим клиентам в принятии от них платежных поручений на перечисление налогов и страховых взносов, если в них нет УИН. Но как указать УИН, если он еще не присвоен получателем денежных средств? В письме Минфина России № 02-04-05/7491, Казначейства России № 42-7.4-05/5.4-147 от 12.03.2013 дан ответ на этот вопрос: при отсутствии у составителя распоряжения информации об УИН указывается значение «0», например «///УИН0». Отметим, что это письмо регулирует отношения участников государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах. Согласно его положениям УИН должен указываться в поле «Назначение платежа» после текстовой информации и отделяться от нее знаком «///». Но в платежных поручениях на перечисление налогов и страховых взносов согласно приказу № 107н УИН должен указываться в поле «Назначение платежа» первым. Таким образом, при отсутствии УИН, в платежном поручении на перечисление налогов и страховых взносов до 31 марта 2014 г. поле «Назначение платежа» должно быть заполнено так: УИН0/// и далее текстовая информация о назначении платежа.
Очередность платежа
В платежном поручении есть реквизит «Очередность платежа», в котором цифрой указывается очередность в соответствии с федеральным законом или не указывается в случаях, установленных Банком России (приложение 1 к Положению № 383-П). Очередность исполнения платежей при недостаточности денежных средств на счете установлена в п. 2 ст. 855 ГК РФ. С 14 декабря 2013 г. эта норма действует в редакции Федерального закона от 02.12.2013 № 345-ФЗ.
До внесения изменений в п. 2 ст. 855 ГК РФ его положения, касающиеся очередности налоговых платежей (четвертая очередь), не применялись, поскольку были признаны постановлением Конституционного суда РФ от 23.12.97 № 21-П не соответствующими Конституции РФ. В результате ежегодно в законы о федеральном бюджете вносились положения о том, что списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы РФ, осуществляется в третью очередь (например, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»). Поэтому бухгалтеры уже привыкли ставить в налоговых платежках очередность платежа «3».
В новой редакции п. 2 ст. 855 НК РФ, действующей с 14 декабря 2013 г., сказано: «В третью очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов».
В письме от 20.01.2014 № 02-03-11/1603 Минфин России разъяснил, что исходя из новой редакции ст. 855 ГК РФ в третью очередь осуществляется списание денежных средств по поручениям налоговых органов и органов контроля за уплатой страховых взносов, носящим бесспорный характер. Списание же денежных средств по другим платежным документам производится в порядке календарной очередности в пятую очередь. Поэтому в реквизите «Очередность платежа» платежных поручений по перечислению платежей в доход бюджетов бюджетной системы РФ при наличии на банковском счете необходимого для осуществления указанных платежей остатка денежных средств нужно указывать цифру «5».
Но некоторые бухгалтеры продолжают по инерции указывать в реквизите «Очередность платежа» платежных поручений на перечисление налогов и страховых взносов цифру «3». В результате они сталкиваются с тем, что банки отказывают в приеме таких поручений, ссылаясь на неверное указание в них очередности платежа. Минфин России в письме от 20.01.2014 № 02-03-11/1603 дал следующие разъяснения на этот счет. Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам в рамках предусмотренных Положением № 383-П форм безналичных расчетов. Одной из таких форм являются расчеты платежными поручениями. В соответствии с требованиями п. 1.8 Положения № 383-П кредитные организации самостоятельно утверждают внутренние документы, содержащие порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений (платежных поручений). При этом они не должны противоречить Положению № 383-П. Но в Положении № 383-П нет указаний, предусматривающих отказ в приеме к исполнению банком распоряжения (платежного поручения) плательщика по причине неверного указания в нем очередности платежа. По мнению Минфина России, в случае отказа банком в приеме платежных поручений по перечислению платежей в доход бюджетов бюджетной системы РФ, представленных на бумажном носителе, в связи с неверным указанием в платежном поручении очередности платежа плательщику следует обратиться в Банк России за разъяснениями о правомерности действий отделения банка.
Итак, чтобы не оказаться в подобной ситуации, в реквизите «Очередность платежа» платежных поручений на перечисление налогов и страховых взносов нужно указывать не «3», а «5».
Платежка по страховым взносам
Действовавший ранее приказ Минфина России от 24.11.2004 № 106н «Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» не содержал порядка заполнения реквизитов платежных поручений на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды. В результате у плательщиков нередко возникали вопросы по их заполнению (письмо ПФР от 29.01.2010 № 30-18/871 «Об указании кода статуса плательщика в платежном поручении»).
В приказе № 107н есть указания на этот счет. Чтобы у плательщиков не возникало ошибок, Пенсионный фонд выпустил памятку по заполнению распоряжений о переводе денежных средств на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование (Информация ПФР от 03.02.2014).
Специалисты ПФР указали, что платежные поручения о переводе денежных средств в ПФР, ФФОМС должны оформляться в соответствии с Положением № 383-П и приказом № 107н. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. Распоряжение о переводе денежных средств составляется только по одному коду бюджетной классификации.
Для удобства порядок заполнения реквизитов платежного поручения о переводе денежных средств на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование мы свели в таблицу.
Код |
Наименование |
Значение |
101 |
— |
Указывается статус лица, оформившего платежный документ. Может принимать следующие значения: «08» — плательщик — юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющий перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации; «15» — кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платежное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков – физических лиц; «20» — кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица; «24» — плательщик — физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации |
60 |
ИНН плательщика |
ИНН в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе |
102 |
КПП плательщика |
КПП в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе или уведомлением о постановке на учет в налоговом органе |
8 |
Плательщик |
— для юридических лиц — наименование юридического лица (его обособленного подразделения); — для индивидуальных предпринимателей (в том числе глав крестьянского (фермерского) хозяйства), адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой) — фамилия, имя, отчество (при его наличии) и в скобках «ИП» («КФХ», «адвокат», «нотариус» соответственно), адрес места жительства или места пребывания (при отсутствии места жительства); — для иных физических лиц – фамилия, имя, отчество (при его наличии) и адрес места жительства или места пребывания (при отсутствии места жительства) |
61 |
ИНН получателя |
ИНН администратора доходов бюджета, осуществляющего администрирование платежа в соответствии с законодательством Российской Федерации |
103 |
КПП получателя |
КПП администратора доходов бюджета, осуществляющего администрирование платежа в соответствии с законодательством Российской Федерации |
16 |
Получатель |
Сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках — сокращенное наименование администратора доходов бюджета, осуществляющего администрирование платежа в соответствии с законодательством Российской Федерации. Значения ИНН и КПП органа Федерального казначейства не указываются |
13 |
Банк получателя |
Наименование и место нахождения банка получателя средств |
14 |
БИК |
Банковский идентификационный код банка получателя средств |
17 |
Счет № |
Номер единого казначейского счета органа Федерального казначейства, поименованного в реквизите «16» |
104 |
КБК |
Платежи по обязательному пенсионному страхованию: 392 1 02 02010 06 1000 160 — сумма страховых взносов; 392 1 02 02010 06 2000 160 — пени; 392 1 02 02010 06 3000 160 — штрафы. Платежи на обязательное медицинское страхование: 392 1 02 02101 08 1011 160 — страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков; 392 1 02 02101 08 1012 160 — страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшиеся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 г.); 392 1 02 02101 08 2011 160 — пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков; 392 1 02 02101 08 2012 160 — пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшиеся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 г.); 392 1 02 02101 08 3011 160 — суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков; 392 1 02 02101 08 3012 160 — суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшиеся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 г.) |
105 |
— |
Код, присвоенный территории муниципального образования или населенному пункту, входящему в состав муниципального образования, в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований ОК 033—2013 (код ОКТМО). При этом указывается код территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты страховых взносов (значение территориального Управления ПФР) |
106 |
— |
В реквизите ставится «0» |
107 |
— |
В реквизите ставится «0» |
108 |
— |
В памятке изложен порядок заполнения этого реквизита только для случая, когда плательщиком является обычное физическое лицо, не являющееся ИП, адвокатом, нотариусом, главой КФХ (то есть когда в реквизите 101 стоит значение 24). Но как заполнять этот реквизит юридическим лицам и ИП (адвокатам, нотариусам, главам КФХ)? Ведь в приложении 5 к приказу № 107н, в котором изложен порядок указания информации в реквизитах «104»—«110», «Код» и «Назначение платежа» при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату страховых взносов, сказано, что наличие в распоряжении незаполненных реквизитов не допускается. На наш взгляд, юридические лица и ИП (адвокаты, нотариусы, главы КФХ) должны в этом реквизите ставить «0» по аналогии с правилом, установленным для заполнения налоговых платежек, — при невозможности указать конкретное значение показателя в реквизитах «106»—«110» и «Код» распоряжения о переводе денежных средств указывается ноль «0» (п. 4 приложения 2 к приказу № 107н) |
109 |
— |
В реквизите ставится «0» |
110 |
— |
В реквизите ставится «0» |
24 |
Назначение платежа |
Указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа, и регистрационный номер плательщика в системе ПФР |