Компания отсутствует по юридическому адресу: правовые последствия

| статьи | печать

Термины «юридический адрес» и «фактичес­кий адрес», часто употребляемые в обиходе, законодательно не определены. На практике юридический адрес может отличаться от фактического местонахождения компании, где непосредственно ведется деятельность. Недостоверные сведения об адресе организации могут привести к неблагоприятным последствиям. Например, компанию могут принудительно ликвидировать, могут возникнуть проблемы, связанные с налоговым администрированием, а также сложности с обслуживающими банками.

Сначала разберемся с терминологией.

Под юридическим адресом принято понимать официальное местонахождение организации, которое согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ определяется ­мес­том ее государственной регистрации, то есть адресом, внесенным в ЕГРЮЛ. Согласно названной норме госрегистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — по месту нахождения органа или лица, имеющего право действовать от имени юрлица без доверенности.

В подпункте «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации) уточняется: при наличии управляющего или управляющей организации в ЕГРЮЛ также указываются данные об их месте жительства (месте нахождения).

Главное, что должен обеспечивать юридический адрес, — это возможность связи с организацией любого заинтересованного лица. Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, носят открытый характер (п. 2 ст. 51 ГК РФ), и если адрес недостоверен, это может привести к неприятным последствиям.

Адрес мифический и реальный

Юридический адрес может отличаться от адреса, по которому организация осуществляет деятельность, в том числе хозяйственную. Регистратор не вправе отказывать в госрегистрации только на том основании, что помещение (здание), адрес которого указан для целей осуществления связи с организацией, непригодно для осуществления деятельнос­ти компании в целом либо вида дея­тельности, который указан в документах, представленных для госрегистрации (см. п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», далее — постановление № 61).1

Жизнь привносит новые проб­лемы. Одна из них — это возможность управлять компанией дистанционно. Как определить место нахождения организации, директор которой как единоличный исполнительный орган работает дистанционно?

Свое видение этой ситуации ФНС России разъяснила в письме от 01.11.2013 № СА-4-7/19613@. Заключение с гендиректором трудового договора о дистанционной работе, предусмотренного ст. 312.4 Трудового кодекса РФ, само по себе не нарушает положения п. 2 ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 8 Закона о госрегистрации. Адрес местонахождения директора может быть в этом случае юридическим адресом организации. Но организация несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

Пленум ВАС РФ разъяснил, что регистрация организации по адресу жилого объекта недвижимости допустима только с согласия его собственника. Согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности (п. 4 постановления № 61).

В свою очередь, п. 2 ст. 17 Жилищного кодекса РФ также допускает использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельнос­ти или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Подытожим: юридический адрес может не обозначать мес­та нахождения производственных подразделений, ведущих основную деятельность, он может быть адресом жилого помещения, в том числе такого, права на которое у организации не определены, однако он должен обеспечивать возможность связи с компанией любого заинтересованного лица. Поэтому единственное, что априори может быть препятствием для использования адреса как места нахождения организации, — это заведомое отсутствие намерения использовать его для связи с внешним миром.

Недостоверный адрес

С точки зрения Пленума ВАС РФ, выраженной в постановлении № 61, недостоверность сведений о месте нахождения организации могут, в частнос­ти, подтверждать следующие ­факты:

1) адрес, указанный в документах, представленных при госрегистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес массовой регистрации компаний, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна;

2) адрес не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;

3) является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

4) заведомо не может свободно использоваться для связи с юрлицом (адреса, по которым размещены органы госвласти, воинские части и т.п.);

5) собственник объекта недвижимости заявил о том, что не разрешает регистрировать организации по адресу данного объекта.

Наличие хотя бы одного из перечисленных признаков может стать основанием для отказа в госрегистрации организации или внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ (см. п. 2 постановления № 61, подп. «р» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).

Если адрес изменился

Адрес, внесенный в ЕГРЮЛ, может измениться. В этом случае компания в течение трех рабочих дней с момента такого изменения обязана сообщить об этом в регистрирующий орган по мес­ту своего нахождения (п. 5 ст. 5 Закона о госрегистрации). Должностным лицам компании, которая не выполнила это требование, грозит штраф в размере 5000 руб. (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Административное правонарушение, выразившееся в несообщении сведений об изменении адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юрлица регистратору, не является длящимся, и срок давности по нему начинает течь по прошествии трех рабочих дней с момента изменения таких сведений (см. п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Из содержания ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ следует, что срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, составляет два месяца со дня его совершения. Согласно пункту 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Принудительная ликвидация

Допустим, у регистрирующего органа есть информация о том, что связь с организацией по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители организации по адресу не располагаются, корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.). Регистратор направляет этой организации (в том числе в адрес ее учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юрлица без доверенности) уведомления о необходимости представления достоверных сведений об адресе. Если такие сведения не будут представлены в разумный срок, регистратор может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации данного юрлица (п. 2 ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст. 25 Закона о госрегистрации).

Суд принимает меры по извещению всех названных лиц о возбуждении производства по делу путем направления определения о принятии искового заявления к производству по их месту жительства (месту нахождения). На стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд может предложить компании принять меры по устранению указанного нарушения, представив регистратору достоверные сведений о своем адресе. Второй вариант: судебное разбирательство откладывается (ст. 158 АПК РФ), а компании предлагают представить регистратору упомянутые сведения не позднее срока, установленного в определении суда.

Если эти указания не будут выполнены, решается вопрос о ликвидации организации, ведь такое ее поведение свидетельствует о грубом нарушении подп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации, допущенном при осуществлении деятельности (абз. 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст. 25 Закона о госрегистрации).

Вместе с тем признание недействительными госрегистрации юрлица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юрлица по мотиву недостоверности таких сведений невозможно (см. п. 6 постановления № 61).

Сложности с налоговым администрированием

НК РФ не содержит определения «место нахождения организации», оно определяется в гражданском праве. Напомним, что согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

Статья 83 НК РФ предусмат­ривает, что в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

С учетом этих условий важны требования НК РФ, касающиеся порядка взаимодействия организации и налогового органа в рамках налогового администрирования.

Так, исходя из норм п. 4 ст. 31 НК РФ, документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий, могут быть переданы лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Только лицам, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы передаются налоговым органом исключительно в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.

Документы, которые направляются по почте налогоплательщику — российской организации (ее филиалу, представительству), могут быть направлены только по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 31 НК РФ). Обратите внимание: в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой рабочий день со дня отправки такого письма (п. 4 ст. 31 НК РФ).

В ряде случаев документ (налоговое уведомление, требование об уплате налога) может быть направлен почтой без попытки вручить его лично налогоплательщику (его предста­вителю).

Требование о представлении документов в ходе налоговой проверки передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку, только если инспектор, проводящий проверку, находится на территории налогоплательщика. Если указанным способом требование о представлении документов передать нельзя, оно направляется поч­той (п. 1 ст. 93 НК РФ).

В то же время справку о проведенной проверке, которую проверяющий в последний день проверки обязан составить и вручить налогоплательщику или его представителю, необходимо передавать лично под рос­пись. Только если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется ему заказным письмом по почте (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Составленный по результатам проверки акт в течение пяти рабочих дней должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). Если названные лица уклоняются от получения данного акта, этот факт отражается в акте налоговой проверки и сам акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособ­ленного подразделения). Датой вручения будет считаться шес­той день, считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Аналогичные правила п. 9 ст. 101 НК РФ устанавливает в отношении решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Пункты 8 и 12 ст. 105.17 НК РФ определяют такой же подход к вручению справки и акта по результатам проверки ФНС России полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Если нарушения, совершенные налогоплательщиком, выявлены в ходе иных мероприя­тий налогового контроля, должностным лицом налогового органа в течение десяти дней со дня выявления указанного нарушения составляется в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если виновник уклоняется от получения акта, делается соответствующая отметка в акте и он направляется этому лицу по почте заказным письмом (датой вручения считается шестой день считая с даты отправки акта — п. 1, 4 ст. 101.4 НК РФ).

Нарушение процедуры вручения названных документов может привести к отмене вынесенного налоговым органом решения (см. например, постановления ФАС Мос­ковского округа от 07.08.2013 по делу № А40-95693/12-90-491, от 11.09.2012 по делу № А40-122546/11-116-328, Северо-Западного округа от 23.05.2012 по делу № А52-2540/2011, от 31.05.2012 по делу № А52-1840/2011, от 02.02.2012 по делу № А66-6/2011, Центрального округа от 25.10.2013 по делу № А09-674/2013, Уральского округа от 09.11.2011 № Ф09-7185/11 по делу № А76-3222/2011 и др.). Но если речь идет о письме, оно всегда направляется налогоплательщику по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. А почта работает не идеально…

Тем не менее инспекторы не смогут оштрафовать налогоплательщика за то, что он вовремя не выполнил требования (например, о представлении документов), не получив по вине почты письмо в установленный срок. Это объясняется тем, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения исключает его привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 109 НК РФ).

Иное дело, если сообщение от налогового органа не получено потому, что связь с организацией по указанному в ЕГРЮЛ адресу отсутствует. К каким ­последствиям это может привести?

Скорее всего, инспекция не сможет доказать, какое именно количество документов не представил налогоплательщик по требованию налогового органа. Поэтому штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ) не будет (см. например, постановления Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07, ФАС Московского округа от 24.07.2009 № КА-А40/6844-09, от 17.07.2009 № КА-А41/6489-09, от 12.02.2004 № КА-А40/453-04, Уральского округа от 26.02.2010 № Ф09-891/10-С2, Дальневосточного округа от 03.02.2010 № Ф03-126/2010, Поволжского округа от 13.09.2011 № А72-8303/2010, от 09.06.2009 № А55-13349/2008, Западно-Сибирского округа от 04.09.2012 № А27-12833/2011, от 05.01.2004 № Ф04/44-1336/А70-2003, от 20.04.2006 № Ф04-2293/2006(21702-А27-29)).

Но если корреспонденция не дошла до налогоплательщика по юридическому адресу, налогоплательщик не сможет ссылаться на то, что его не проинформировали, например, о времени и месте рассмотрения материа­лов налоговой проверки, и инспекция будет вправе вынести решение заочно (п. 2, подп. 2 п. 3 ст. 101 НК РФ).

Кроме того, в случае непредставления налоговому органу в течение более чем двух месяцев необходимых для расчета налогов документов (в том числе по причине отсутствия связи с налогоплательщиком по адресу госрегистрации) сработает норма подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ. Она дает право инспекции определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. Расчетным путем определяются и расходы.

Бремя доказывания того, что размер доходов и (или) расходов, определенный ИФНС по правилам подп. 7 п. 1 ст. 31 Кодекса, не соответствует фактическим условиям экономической деятельности налогоплательщика, возлагается на последнего: именно он несет риски, связанные с возникновением оснований для применения налоговым органом расчетного метода определения сумм налогов (п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Отметим также, что ФНС России считает правомерным направлять поручения об истребовании документов, касающихся деятельности проверяемой организации, в налоговый орган по месту учета ее обособленного подразделения (см. письмо от 08.08.2013 № АС-4-2/14488).

Юридически значимые сообщения

Юридически значимыми ст. 165.1 ГК РФ называет заявления, уведомления, извещения, требования или иные сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица. Указанные сообщения влекут для этого лица гражданско-правовые последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, когда оно поступило лицу, которому направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Иными словами, не получив важную информацию по причине отсутствия по юридичес­кому адресу, организация не может апеллировать к этому факту в конфликтах с контрагентами.

Приведенные правила применяются, если иное не предусмот­рено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

Учитывая нормы ст. 51 ГК РФ (п. 2), лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Организация не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в реестр, а также на недостоверные данные, содержащиеся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли организации. В силу той же статьи организация обязана возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о себе в ЕГРЮЛ.

Конфликт с банком

Банки обязаны идентифицировать клиентов, находящихся на обслуживании, — устанавливать их наименование, место госрегистрации, адрес места нахождения и систематически обновлять такую информацию (п. 1, 3 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», далее — Закон № 115-ФЗ).

Согласно пункту 5.4 ст. 7 Закона № 115-ФЗ при проведении идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновлении информации о них банк вправе требовать представления названными лицами документов, удостоверяю­щих личность, учредительные документы, документы о госрегистрации юридического лица. В договорах банковского счета банки стали предусматривать обязанность клиентов представлять такую информацию при открытии счета, а при изменении указанных признаков сообщать об этом в кратчайшие сроки.

Непредоставление сведений об изменении местонахождения клиента суд, куда банк вправе обратиться, может квалифицировать как существенное нарушение договора банковского счета и как основание для расторжения договора банковского счета (см. постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 № 1307/10).

Налоговики, обнаружив факт отсутствия организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, в десятидневный срок сообщают об этом банкам, в которых открыты счета данных налогоплательщиков (см. письмо ФНС России от 23.12.2011 № АС-4-2/22130@ «О представлении в банки информации об организациях, отсутствующих по месту регистрации»).

Банк России также рекомендовал кредитным организациям использовать сведения, предоставляемые ФНС России, при рассмотрении вопроса об установлении взаимоотношений с юридическими лицами (в том числе сервис «Проверь себя и контрагента», см. письма от 28.06.2012 № 90-Т, от 28.02.2013 № 32-Т), а также сформировал собственный информационный ресурс «Информация о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (мес­ту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует» по адресу http://www.cbr.ru/egrulinfo.

1 Подробный комментарий к этому постановлению см. в «ЭЖ», 2013, № 32.

судебное решение

Постановление Верховного ­суда РФ от 28.08.2012 № 38-АД12-4

В Межрайонную ИФНС поступило письмо из нижестоящей инспекции о том, что общество не располагается по адресу государственной регистрации (факт подтвержден письмом собственника нежилых помещений). В отношении руководителя ООО был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.

Начальник Межрайонной ИФНС, рассмотрев данное дело, вынес постановление, в котором признал директора ООО виновным в совершении указанного административного правонарушения. Но суд посчитал это постановление неправомерным.

Дело в том, что точная дата изменения адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа ООО ни при возбуждении дела об административном правонарушении, ни в ходе его рассмотрения установлена не была. При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание требования ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, согласно которой неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, суд посчитал, что дело об административном правонарушении рассмотрено начальником Межрайонной ИФНС за пределами срока давности привлечения виновного лица к административной ответственности, установленного положениями ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Следовательно, соответствующее постановление подлежит отмене. Производство по данному делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ — в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.