Московское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) проводит на своем сайте интернет-опрос граждан на тему, является ли реклама автокаско от компании «АльфаСтрахование» обидной, оскорбительной и непристойной.
На рекламную кампанию со слоганами типа: «Купил „немку“? Застрахуй ее быстро и без прелюдий», «„Американки“ любят большооое каско», сопровождающимися изображениями девушек разных национальностей, пожаловался в ФАС ряд граждан. В рамках данной кампании по размещению наружной рекламы в 23 российских городах установлено более 400 билбордов. Креатив — рекламное агентство Deluxe Interactive Moscow.
На сайте службы посетителю предлагается ответить на вопрос: «В данной рекламе использованы непристойные/оскорбительные образы в отношении национальности?» Возможные ответы: да, нет, свой вариант. На момент написания статьи количество «да» и «нет» было примерно равным.
Между тем участницы интернет-сообщества «феминистки» (feministki.livejournal.com) отмечают, что опрос от УФАС сформулирован некорректно: жалобы поступали в связи с гендерной дискриминацией и объективацией женщин в обсуждаемой рекламе, то есть в связи с оскорбительностью рекламы по гендерному, а не национальному признаку.
«По-моему, у нас просто не в курсе, что у женщин есть чувство собственного достоинства, а следовательно, оно может быть оскорблено», — пишет одна из участниц, комментируя инициативу службы.
Жалобы вынудили ФАС провести заседание экспертного совета, в ходе которого эксперты службы нарушений закона о рекламе в креативе «АльфаСтрахования» не нашли.
Тем временем в интернет-голосовании на антипремию «Сексист года» (http://sexist-award.ucoz.ru) рекламная кампания «АльфаСтрахования» уверенно побеждает в разделе «Сексизм в рекламе». Как отмечается в пояснении на номинацию, «концепция рекламной кампании закрепляет сексуальную объективацию женщин, а также является неявной пропагандой торговли женщинами с целью сексуальной эксплуатации».
В данной номинации реклама от «АльфаСтрахования» соперничает, например, с рекламой подгузников «Хаггис» для мальчиков и девочек, в которой мальчика называют «будущий чемпион», а девочку «маленькая модница», — подобная реклама «закрепляет гендерные стереотипы в распределении социальных ролей в обществе в зависимости от пола, начиная с самого раннего возраста. Наглядный пример, как половой диморфизм и половые различия закладываются в основу социальной неравноценности представителей разных полов», говорится в номинации.