Средний бизнес помогает европейским странам преодолевать трудные времена и поэтому становится предметом пристального внимания и изучения особенно в период радикальных финансово-экономических перемен. Что служит экономическим базисом его роста и придает ему устойчивость? Каковы стратегии его роста? С какими рисками он сталкивается? Ответы — в исследовании «Факторы успеха среднего бизнеса для роста в Европе», проведенном GE Capital1 совместно с бизнес-школой ESSEC (Франция).
Несмотря на различие влияющих факторов, средний бизнес составляет около одной трети оборота всей частной экономики Франции, Германии, Италии и Великобритании, создает более 30% ВНП и обеспечивает занятость более трети всех наемных работников при количестве предприятий в 2% их общего количества (рис. 1).
Ключевые позиции среднего бизнеса в промышленности
Средний бизнес устроен и функционирует для поддержания экономики своего региона. Его ключевые позиции находятся в обрабатывающей промышленности. В Германии и Италии доля среднего бизнеса в этой сфере составляет 40% ВНП, во Франции — 28%, Великобритании — 19%. В производстве он полагается преимущественно на местных и национальных поставщиков (70%) и оставляет большую часть бизнес-процессов внутри компании. Только 6% фирм размещают более 30% своей оперативной деятельности за ее пределами.
При этом средний бизнес Германии, Великобритании и Италии делает более 50% своего оборота за границей, во Франции эта доля составляет лишь 42%. Поэтому местная экономика и внешнеторговый баланс получают выгоду от международной деятельности среднего бизнеса. Около трети респондентов ограничивают свою деятельность локальными и национальными рынками (рис. 2).
Средний бизнес находит баланс между локальными и глобальными рынками. Причем концентрация на локальных и национальных рынках при одновременной экспансии на глобальных рынках не противоречат друг другу. С одной стороны, работа на международных и национальных рынках создает среднему бизнесу устойчивость особенно во время кризисов. С другой, сильные международные амбиции ведут к тому, что 28% из них видят себя как крупные компании. В отличие от малого бизнеса, который в основном ориентирован на местные рынки (48%), и крупного бизнеса, ориентированного на международные рынки (70% компаний) (рис. 2).
Особенности среднего бизнеса в каждой стране свои:
■ во Франции у него самая высокая производительность (ежегодная выработка на одного сотрудника составляет 258 000 евро против 241 000 в Германии) при среднегодовом обороте в 46 млн евро;
■ в Италии при небольшом среднем годовом обороте (22 млн евро) на сотрудника приходится 265 евро — самый большой в Европе;
■ в Великобритании средний бизнес представлен во всех отраслях промышленности и торговле, и его структура аналогична немецкой. При среднегодовом обороте в 98 млн евро на одного сотрудника приходится 193 000 евро, это самый низкий уровень среди четырех стран;
■ в Германии его характеризуют капиталоемкие технологии и высокое качество продукции (среднегодовой оборот составляет 108 млн евро).
Инновации и клиенты в центре внимания
Согласно результатам опроса, около 5% оборота компании среднего бизнеса инвестируют в исследования и развитие. Ежегодно эта сумма в четырех странах составляет 307 млрд евро. Они обладают более миллиона патентов, или 37% от количества патентов всех компаний этих стран. Для сравнения, эта сумма в 226 раз превышает количество всех патентов трех технологических гигантов — Apple, Google и НTC.
Больше половины компаний (54%) инвестируют для достижения роста их оборотов. Причем 85% планируют остаться на достигнутом уровне инвестиций или даже повысить его.
Почему же инновации так важны для среднего бизнеса?
Необходимость инвестиций связывается в первую очередь с изменениями потребностей своих клиентов. Так рассуждает менеджмент среднего бизнеса в Германии (53%) и Великобритании (54%). При этом большая часть менеджмента (55% в Германии и 51% в Великобритании) одновременно полагают, что от таких изменений их компании только выиграют.
Важнейшим инструментом соответствия потребностям клиентов остаются социальные сети. Их использует в среднем 40% европейский компаний среднего бизнеса, правда, в Германии таких компаний больше — 49%, а во Франции меньше — 27%.
Что же касается стратегий роста и ориентации на долгосрочное развитие, результаты опроса показали следующее.
При выборе стратегий средний бизнес в большей мере ориентируется на органический рост и долгосрочное устойчивое развитие (прибыль в долгосрочной перспективе). А крупный бизнес предпочитает расти и наращивать прибыль в результате слияний и поглощений, прежде всего за счет создания нового предприятия и его продажи по высоким ценам (рис. 3).
Для измерения стратегий компаний в различном бизнесе ответы респондентов оценили по 100-индексной шкале и за 100 пунктов приняли ответ среднего бизнеса.
Самый большой риск связан с доступом к источникам финансирования
Средний бизнес сталкивается с рисками в трех основных областях: наем персонала, финансирование и ограничение регулятора.
Самые большие риски в области найма персонала связаны с привлечением, удержанием и квалификацией будущих менеджеров. В большей мере эта проблема стоит в Германии (42,5 против 32% в среднем по четырем странам). Почти такая же ситуация складывается в сфере повышения квалификации управленцев. Наиболее актуальные вопросы, касающиеся персонала, приведены на рис. 4. Лидирует по ним средний бизнес Германии, у которого при оценке десяти главных тем риска шесть были связаны с персоналом. Управление талантами для среднего бизнеса также является большой проблемой (рис. 5)
Несмотря на большие риски с персоналом, почти все респонденты признали, что основными проблемами для среднего бизнеса являются недостаток капитала и денежных средств и ограниченный доступ к источникам финансирования (рис. 6). Этот факт беспокоит экспертов, поскольку от возможностей финансирования среднего бизнеса зависит также рост экономик стран. Особенно критически ситуация складывается в Италии и, к удивлению экспертов, в Великобритании — стране крупных рынков капитала.
Среди ограничений регуляторов названы меняющееся законодательство (33% респондентов) и сложные системы налогообложения (36%).
«Чемпионы роста» думают глобально, а действуют локально
Среди респондентов среднего бизнеса эксперты выделили группу компаний, поддерживающих 10-процентный среднегодовой рост оборотов. В среднем их оказалось 9%. По странам их доля немного отличается, например, в Германии таких компаний 12%, в Великобритании — 11%, а в Италии — 7%. Тем не менее, независимо от страны, они растут в три-четыре раза быстрее остальных и присутствуют в различных отраслях.
Эксперты решили сравнить стратегии компаний «чемпионов роста» с остальными 91% среднего бизнеса. Для этого последних разделили на три группы в зависимости от их темпов роста — от 5 до 9%, от 0 до 4% и с нулевым или падающим ростом.
Структура собственности компаний-«чемпионов» такова: 34% — общества с партнерами, 21% — семейные фирмы и 21% управляются их собственником. Эти компании действуют, как правило, локально, а думают глобально. Только 35% их оборота производится внутри страны. 87% из них заявляют, что действуют глобально. Больше половины (54%) таких компаний привлекают быстрорастущие зарубежные рынки. Поэтому маркетинг, исследования и развитие имеют для них одинаковый приоритет, и они направляют на них по 5% оборота. За последние пять лет бюджет по этим направлениям значительно вырос: на 12% — на маркетинг и на 17% — на исследования и развитие.
Главными факторами своего роста руководители среднего бизнеса считают:
■ сильные глобальные компетенции;
■ стандартизированные процессы роста;
■ инвестиции в еще больший рост;
■ гибкий менеджмент;
■ сильную ориентацию на клиентов и инновации.
Чем же отличаются «чемпионы» от других компаний? Для ответа на этот вопрос среди приведенных факторов эксперты выбрали первичные и вторичные и присвоили им определенные веса:
■ инвестиции в рост — 24%;
■ ориентация на клиентов — 23%;
■ гибкий менеджмент — 22,5%.
При сравнении ответов всех компаний среднего бизнеса оказалось, что группа «чемпионов» почти в два раза чаще инвестирует в рост, использует гибкий менеджмент и чаще ориентирована на клиентов.
Вторичные факторы роста получили чуть меньшее значение: сильные глобальные компетенции — 14, стандартизированные процессы роста — 13 и инновации — 4% (рис. 7). При сравнении ответов «чемпионов» с группой нулевого роста на вопрос о драйвере роста эксперты получили противоположную картину качества компаний, проявляющуюся в общественном развитии (рис. 8).
В глобальных компетенциях, как установили эксперты, группа «чемпионов» накопила особенно много ноу-хау и международных связей, у «чемпионов» сложилось представление о себе (воспринимают себя) как части сильнорастущих рынков. В процессах роста чемпионы ориентируются на долгосрочные цели и обсуждают их в компании со всеми. Кроме того, с сотрудниками согласовывают четкие и ясные цели и длительное время придерживаются их. «Чемпионы» ориентируются на лучших в своей отрасли, но преследуют свои цели.
Средний бизнес нуждается в поддержке
По результатам исследования эксперты пришли к следующим выводам:
■ сами по себе инновации не отличают группу «чемпионов роста», поскольку общий уровень инноваций в среднем бизнесе достаточно высок. Вместе с тем незначительные инвестиции в исследования и развитие осложняют путь к успеху;
■ не обязательно присутствие всех факторов роста, иногда только некоторые из них или даже один может принести компании значительный успех.
Поскольку средний бизнес, с одной стороны, вносит существенный вклад в ВНП, а с другой — сталкивается с множеством рисков, ограничивающих их рост, что негативно влияет на экономику стран, ему необходима правительственная поддержка. И особенно «чемпионам». С помощью программ стимулирования правительство также может создавать условия для перехода компаний из малого бизнеса в средний, а значит, становиться мотором роста экономики.
к сведению
В опросе приняли участие более 1600 менеджеров частного и публичного секторов экономики четырех стран Европы: Германии, Франции, Великобритании и Италии. Эксперты включили в эту выборку также представителей малых и микрокомпаний (295) и крупного бизнеса (131). Руководители отвечали на вопросы о структуре менеджмента, оперативной деятельности и своих специфических задачах. Дополнительные вопросы были заданы так называемой группе «чемпионов роста» среднего бизнеса.
1 Финансовое подразделение General Electric, занимающееся кредитованием и лизингом для малого и среднего бизнеса.