Отсутствие разрешения и квот на добычу (вылов) водных биоресурсов само по себе не может являться основанием для утраты права на применение ЕСХН
(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.12.2013 № Ф03-5730/2013)
В ходе выездной проверки рыборазводного завода — плательщика сельхозналога налоговики обнаружили отсутствие у него квот на добычу (вылов) водных биоресурсов. Посчитав, что данный факт не позволяет заводу считаться сельскохозяйственным товаропроизводителем и, следовательно, применять ЕСХН, инспекторы доначислили налоги по общему режиму. Не согласившись, налогоплательщик подал иск в суд и выиграл спор в трех инстанциях. Арбитры отменили фискальное решение на следующих основаниях.
Плательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату сельхозналога в порядке, предусмотренном главой 26.1 НК РФ (п. 1 ст. 346.2 НК РФ).
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются, в том числе рыбохозяйственные организации при соблюдении ими условий, перечисленных в п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ. Во-первых, средняя численность работников таких налогоплательщиков не должна превышать за налоговый период 300 человек. Во-вторых, доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами рыбной и иной продукции должна быть не менее 70%. Третьим необходимым требованием является осуществление рыболовства на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или их использование на основании договоров фрахтования. Данная норма не содержит каких-либо требований к наличию (отсутствию) у налогоплательщика разрешений и (или) квот.
Судьи установили, что общество в проверяемом периоде производило изъятие водных биологических ресурсов по квотам, предоставленным рыболовецкой артели. Доля доходов от реализации уловов водных биоресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной продукции составляла за каждый проверяемый налоговый период 100%. Между заводом (арендатор) и артелью (арендодатель) был заключен договор аренды судна. Кроме того, для осуществления вылова водных биоресурсов налогоплательщиком был приобретен невод.
Данные обстоятельства свидетельствовали о том, что завод отвечал критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя, установленным п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а значит, применял ЕСХН правомерно.
Налоговый орган пытался доказать, что налогоплательщик не мог заниматься выловом в связи с отсутствием у него соответствующих разрешения и квот. Однако арбитры указанный довод отклонили. Ведь фактическое осуществление вылова водных биоресурсов (кеты) было подтверждено, а отсутствие разрешения и квот само по себе не может являться основанием для утраты права на применение ЕСХН.