Стагнация, но не рецессия

| статьи | печать

Данные Росстата об основных видах экономической деятельности за январь нынешнего года свидетельствуют о продолжающейся стагнации российской экономики. Причем большинство экономистов считают, что говорить о рецессии пока прежде­временно.

Добыча полезных ископае­мых в январе сократилась на 0,3%, тем не менее положительный тренд в этом секторе, по оценке ученых Центра развития ВШЭ, сохраняется. Производство электроэнергии, газа и воды, в зимние периоды сильно зависящее от уровня температур, после двух провальных месяцев прошлого года (–7% в ноябре и –3,1% в декаб­ре) восстановилось в первом месяце текущего года сразу на 5,7%, что было связано с переходом от нестандартно высоких температур к аномально низким.

«Самая печальная часть январской статистики характеризует инвестиционную активность, в отношении которой в конце прошлого года, казалось, начало проглядываться улучшение ситуации, — комментирует эксперт ЦР Николай Конд­рашов. — Первый месяц нового года принес падение инвестиций на 7,3% (к преды­дущему месяцу, сезонность устранена) и, в частности, строительства — на 2,5%. Впрочем, мы не хотели бы придавать данному факту большого значения — по двум причинам. Во-первых, первая оценка этих показателей, как правило, очень неточна. Во-вторых, в январе из всех месяцев совершается наименьший объем инвестиций (от 1/30 до 1/25 годового стоимостного объема), что свидетельствует о низком уровне значимости январской статис­тики».

Например, в 2010—2011 гг. динамика инвестиций в январе кардинально отличалась от динамики за год в целом. Тем не менее общий негативный фон в данной сфере сохраняется.

Январские данные статистики, по мнению ведущего эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (­ЦМАКП) Владимира Сальникова, традиционно являются ненадежными. Причина — большое число выходных дней и зависимость выпуска ряда производств от температурного фактора (который не для всех производств легко выявить и устранить).

«Подвело» в январе и население, которое сократило потреб­ление товаров на 0,2%. Годовой темп роста розничного товаро­оборота опустился с 5—6 в 2012 г. и 3—4,5% в 2013 г. до скромных 2,4%. Отчасти это компенсируется ростом платных услуг населению на 0,2%, которые не росли до этого уже почти полгода.

Вместе с тем в целом статис­тика потребления населения продолжает посылать негативные сигналы, которые подкреп­ляются фактом, что зарплаты граждан уже три-четыре месяца не растут в реальном выражении. Порадовали, правда, сведения о рынке труда, зафиксировавшие резкое снижение уровня безработицы — с 5,6 до 5,1%.

По итогам нынешнего года экономисты «Вышки» ожидают снижение инвестиций на 1% относительно уровня 2013 г., а также замедление роста розничного товарооборота (с 3,9 в 2013 г. до 2,7% в 2014 г.) и платных услуг населению (с 2,1 до 1,6%).

Однако они не пророчат рецессию: их прогноз роста ВВП на 2014 г. составляет 1,3%.

Не считают тупиковой ситуацию в отечественной экономике и эксперты ­ЦМАКП. Да, в промышленности в январе зафиксировано снижение выпуска. Объем производства по сравнению с соответствующим периодом 2013 г. снизился на 0,2%. Но следует подчеркнуть, что о переходе от стагнации к спаду говорить явно рано.

Здесь действовали специфи­ческие факторы: переоценка спроса производителями автомобилей и резкое снижение выпуска подакцизной продукции — алкоголя и табака.

Преждевременно делать вывод о рецессии, а тем более о кризисе и по оценке руководителя Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгия Остапковича, сделанной на основе данных о деловом климате в промышленности в феврале (более подробно см. с. 04 этого номера «ЭЖ»).

Основные социально-экономические показатели за январь 2014 г. (к январю 2013 г., %)

Индекс промышленного производства

99,8

Грузооборот транспорта

103,1

Оборот розничной торговли

102,4

Внешнеторговый оборот

103

Инвестиции в основной капитал

93

Среднемесячная реальная зарплата

102,5

Общая численность безработных

93,4

Источник: Росстат