Воровство и мошенничество остаются одной из наиболее серьезных угроз для компаний в России и во всем мире, отмечается в специальном исследовании консалтинговой фирмы PricewaterhouseCoopers. В нашей стране 60% руководителей предприятий заявили о том, что за последние два года они стали жертвами экономических преступлений, что значительно превышает аналогичный показатель по всему миру (37%).
Состав экономических преступлений незначительно изменился в 2014 г. по сравнению с 2011 г. Основным видом экономических преступлений остается незаконное присвоение имущества (примерно 70%).
Ситуация со взяточничеством и коррупцией выглядит следующим образом: за последние два года с этой проблемой в России столкнулись 58% респондентов по сравнению с 27% по всему миру. Аналогичные показатели, полученные в 2011 г., — 40 и 24% соответственно.
Уровень мошенничества в сфере закупок в России (52%) также существенно превышает аналогичный показатель по всему миру (29%).
В качестве основного мотива преступлений ранее выступало «давление внешних обстоятельств» (86%), за которым следовали такие факторы, как «расширение возможностей» для совершения противоправных действий (7%) и «самооправдание» (5%).
Согласно результатам последнего опроса, на первое место с большим отрывом вышел такой фактор, как возможность или способность совершить преступление (76% в России, 73% по всему миру).
Эксперты PwC считают, что программы сокращения затрат и оптимизации бизнес-процессов в последнее время привели к ослаблению систем контроля в компаниях, что в свою очередь открыло больше возможностей для совершения мошеннических действий со стороны внутренних злоумышленников.
Вместе с тем в ответ на рост уровня преступности компании уже начали увеличивать инвестиции, направленные на профилактические меры: 67% российских респондентов утверждают, что как минимум ежегодно проводят оценку рисков мошенничества (в сравнении с 50% по всему миру).
Все большее распространение в борьбе с мошенничеством получают механизмы конфиденциального информирования об имеющихся нарушениях (горячая линия). Ее используют 60% респондентов из России, что сопоставимо со средним показателем по всему миру (62%). При этом 39% респондентов из нашей страны оценивают эффективность механизма горячей линии в деятельности по предотвращению и выявлению экономических преступлений на уровне «высокоэффективный» или «эффективный» (в 2011 г. — 31%).