Экономический рост перемещается на Запад

| статьи | печать

Сравнительные данные Росстата о важнейших экономических показателях за 2013 г. России и отдельных стран конкретизировали тенденцию, которую в последние годы отмечают наблюдатели: рост развивающихся экономик замедляется, а экономики развитых стран выходят из кризиса и набирают обороты.

По заведенному в докризисные времена порядку Росстат представляет Россию в компании государств «Большой семерки» и стран ­БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР). Хотя в силу невыразительного экономического роста последних лет нахождение нашей страны в названном неформальном объединении быстрорастущих экономик многими экспертами справедливо ставится под сомнение, сегодня можно «утешиться» тем, что и весь ­БРИКС теперь начинают списывать в «пенсионеры», а на его место предлагают новые звучные аббревиатуры, за которыми стоят новые мировые претенденты на лидерство по темпам экономического роста.

Тем не менее представленная статистика хорошо отражает главный вектор развития мировой экономики — ослабление экономического роста в развивающихся странах и его возобновление в развитых государствах.

ВВП

Данные таблицы, казалось бы, вносят сомнения в однозначность сказанного выше. С Россией и, очевидно, ЮАР все ясно — рост ВВП последовательно затухает. Но у Бразилии, показатели экономического роста которой в 2011 и 2012 гг. были хуже российских, за временным отсутствием результата минувшего года говорить о продолжении тенденции к снижению преждевременно. Во всяком случае, это не позволяет делать имею­щийся показатель роста бразильского ВВП в III квартале 2013 г. — на 2,2% в годовом выражении. То же относится и к Индии, где рост экономики в III квартале на 5,3% поддерживает возможность ускорения рос­та индийского ВВП по сравнению с 2012 г.

Ключевая среди ­БРИК и всех развивающихся стран китайская экономика в прошлом году повторила результат 2012 г., что продолжением торможения роста не выглядит. Хотя, по прогнозам международных финансовых организаций, прирост ВВП Китая в нынешнем году все-таки сократится до 7,5%, этого еще дождаться надо.

Неоднозначность вывода о перемещении экономического рос­та с Востока на Запад вроде бы подтверждают и показатели крупнейшей в Евросоюзе экономики Германии, рост ВВП которой из года в год затухает, и в 2013 г. он снова замедлился — до 0,4%. Однако данные за IV квартал (1,4% прироста экономики в годовом выражении) дают основание экспертам прогнозировать ускорение ­роста экономики Германии в текущем году.

Это же относится и к Соединенным Штатам, экономика которых завершила 2013 г. с замедлением прироста до 1,9% против 2,8% в 2012 г. Но и в США усиление прироста до 2,7% в последнем квартале прошлого года подсказывает, что их экономика нацелена на подъем. Среди международных организаций и отдельных экспертов сложилось практически единогласное мнение, что крупнейшую экономику мира в этом году ожидает ускорение роста.

В плане общей тенденции стоит обратить внимание даже на Италию. Ее экономика закончила 2013 г. со снижением на 1,9%, но это уже заметно меньше, чем в 2012 г. (–2,5%), а в IV квартале сокращение ВВП замедлилось до –0,8%. Таким образом, обозначилась тенденция к выходу итальянской экономики из отрицательной динамики.

Конечно, речь не идет о том, что ведущие западные страны начнут показывать чудеса относительного экономического рос­та, сопоставимые с тем, что демонстрировали крупнейшие развивающиеся экономики до кризиса 2008—2009 гг. Разговор о выходе первых на устойчивый рост, который должен стать катализатором общемирового экономического роста. Что-то с этого должно бы перепасть и России.

Промышленность

А вот данные по промышленному производству на первый взгляд вовсе не говорят, что ведущие западные экономики становятся стимулятором мирового экономического роста. В «Большой семерке», по предварительным данным, только США закончили прошлый год с уверенным промышленным ростом на 2,6%, да и то с его торможением после 3,6% прироста в 2012 г. Но снова отметим, что в последнем квартале минувшего года прирост промпроизводства в США ускорился в годовом сопоставлении до 3,6%.

Видимо, и промышленность Канады завершила 2013 г. в плюсе — 0,8% прироста за 11 месяцев.

Но снова заметим, что важен не только знак у итоговой цифры — плюс или минус, но и тенденция. Так, главная индустриальная страна Европы — Германия имеет по итогам 2013 г. 0,0% промышленного роста, но это после снижения промпроизводства годом ранее на 0,6%, а в IV квартале ­прошлого года в годовом выражении немецкая промышленность разогналась до вполне ­бодрого по нынешним временам прироста в 2,7%.

Италия после падения в 2012 г. промпроизводства на 6,4% в 2013-м замедлила его спад до –3%, а в IV квартале — до –0,5%. В Великобритании и Франции аналогичная тенденция, причем, завершив прошлый год в небольшом минусе, в последнем квартале их индустрии вышли в плюс — 2,3 и 0,7% прироста соответственно.

Выбилась из общей тенденции для наиболее развитых экономик только Япония, промышленность которой, по предварительным данным, за январь — ноябрь 2013 г. снизила производство на 1,1% после рос­та на 0,7% в 2012 г.

При этом стоит напомнить, что роль «фабрики мира» не первое десятилетие исполняют развивающиеся экономики, прежде всего Китай, куда предприниматели развитых стран в погоне за дешевой рабочей силой перевели многие свои производства.

В сравнительных данных Росстата по промышленности Китай, к сожалению, отсутствует. Как и ЮАР. Но остальные члены ­БРИКС на месте, и лучший относительный результат за 2013 г. имеет Бразилия — 1,1% промышленного прироста. Скромный показатель, да еще и на низкой сравнительной базе — минус 2,5% годом ранее, а в последнем квартале ­2013-го бразильская промышленность в годовом исчислении снова сдала (–0,2%), что оптимизма на ближнюю перспективу не вселяет.

Казалось бы, вселяют его данные по промпроизводству в России: после поправки на неформальную деятельность показатель его годового прироста улучшился на 0,1 п.п., до 0,4%, а в IV квартале — до 1,4%. Однако уже известные данные по российской промышленности за январь 2014 г. рубят оптимизм на корню — минус 0,2%.

В Индии промышленное производство после прироста в 2012 г. на 0,7% за 11 месяцев 2013 г. выросло на 0,8%, а в какую сторону оно качнулось в декабре — пока вопрос. В любом случае для Индии промышленный прирост после нуля с запятой вызывает грустные воспоминания о былых и не таких уж давних темпах, уступавших только китайским.

Кстати, по информации, поступавшей из Китая, его промышленность прирастала в прошлом году на уровне 10%. Очевидно, что только Поднебесная пока еще держит некогда высокую планку ­БРИК, а позднее — ­БРИКС, и существует это образование в международном экономическом лексиконе по инерции. В «моду» международные аналитики уже пытаются ввести другие аббревиатуры потенциальных лидеров по скорости экономического роста.

Из последнего. ИА «Финмаркет» на днях сообщило, что в Capital Economics решили выяснить, какие государства готовы пойти на реформы. Россия в число таких стран не вошла — экономика радикально замедлилась, но правительство готово лишь к полумерам. Из стран ­БРИК в CE некоторые надежды возлагают на Китай, но не ждут от него слишком многого — экономика Китая замедлится, несмотря на реформы.

Экономисты тем не менее не остановили поиски и все-таки нашли несколько стран, которым проведенные реформы помогут быстро расти в ближайшее десятилетие. Таких стран в мире всего четыре — это Нигерия, Мексика, Польша и Филиппины.

Экономика Нигерии и Филиппин будет быстро расти, примерно на 7% в год, в течение ближайших десятилетий во многом благодаря низкой базе — им достаточно провести базовые реформы, например, обеспечить более стабильную бюджетную и денежную политику.

Польше и Мексике — странам со средними доходами — нужно больше: рост в 4% обеспечили реформы, которые повысят качество управления. Этим странам нужны эффективные институты, инвестиции в образование и инновации, а также в защиту прав собственности.

Многие экономисты, напоминает информагентство, до этого утверждали, что место ­БРИК в мировой экономике в ближайшие годы займут страны с мятной аббревиатурой ­МИНТ — Мексика, Индонезия, Нигерия и Турция. Но в CE уверены, что будущее все-таки за «четверкой, проводящей реформы».

­БРИК превратится в клуб замедляющихся экономик — нечто вроде компании пенсионеров на деревенской завалинке, иронизирует «Финмаркет».

Обратим внимание, в обоих названных перечнях резвых претендентов на экономичес­кий рост присутствуют Мексика и Нигерия. И приятно за соседа — с Нигерией в разных международных рейтингах Россия часто оказывалась рядом.

Динамика реального объема валового внутреннего продукта, прирост (снижение), % к предыдущему периоду*


2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.**

IV кв. 2013 г.

в % к IV кв. 2012 г.

Россия

4,5

4,3

3,4

1,3

...

Бразилия

7,5

2,7

1,0

...

2,2***

Германия

4,0

3,3

0,7

0,4

1,4

Индия

10,5

6,3

3,2

...

5,3***

Италия

1,7

0,5

-2,5

-1,9

-0,8

Канада

3,2

2,5

1,7

...

2,6****

Китай

10,4

9,3

7,7

7,7

7,7

Соединенное Королевство

1,7

1,1

0,3

1,9

2,8

(Великобритания)






США

2,5

1,8

2,8

1,9

2,7

Франция

1,7

2,0

0,0

0,2

0,8

ЮАР

3,1

3,5

2,5

...

1,8***

Япония

4,7

-0,5

1,4

1,6

2,7

* Информация подготовлена на основе публикаций Международного валютного фонда (МВФ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Статистического бюро Европейского союза (Евростата) и оперативных данных национальных статистических служб.

** Предварительные данные.

*** III квартал 2013 г. в % к III кварталу 2012 г.

**** Ноябрь 2013 г. в % к ноябрю 2012 г.

ИСТОЧНИК: Росстат