На рассмотрение Госдумы РФ поступил законопроект, устанавливающий, что о грядущей плановой проверке государственных или муниципальных органов коммерсантов нужно предупреждать не позднее чем за три рабочих дня, вместо нынешнего «не позднее чем в течение трех рабочих дней». Такое небольшое изменение направлено на защиту интересов проверяемых при осуществлении контроля со стороны власти.
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ) предусматривает, что орган государственного или муниципального надзора обязан уведомить компанию или предпринимателя о предстоящей плановой проверке не позднее чем в течение трех дней до ее начала путем направления проверяемому лицу копии акта о начале проведения проверки (п. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).
Очевидно, что данная формулировка недостаточно точная, в связи с чем одним из депутатов был внесен на рассмотрение в Госдуму законопроект, предусматривающией уточнение использованной в законе формулировки. Депутат предлагает заменить фразу о предупреждении «не позднее чем в течение трех рабочих дней» на более понятную — «не менее чем за три рабочих дня» (законопроект № 451035-6 «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“»).
Принятие законопроекта позволило бы избежать различного толкования контролирующими органами существующей формулировки и обязать их предупреждать бизнесменов о приближающейся плановой проверке как минимум за три рабочих дня. Заметим, что несоблюдение трехдневного срока уведомления является грубым нарушением и влечет недействительность результатов проверки (ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 30.12.2011 № д09-3425 «О применении норм Федерального закона „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“», постановление ФАС Поволжского округа от 02.06.2010 по делу № А12-22144/2009). И это даже с учетом того, что утвержденный план-график плановых проверок вывешивается на официальном сайте контролирующего органа или доводится до сведения заинтересованных лиц иным способом (ч. 5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).
Стоит отметить, что формулировка «не позднее чем в течение … дней/месяцев» довольно часто встречается в нормативных правовых актах и наверняка создает путаницу в правоприменении (см., например, ч. 2 ст. 56 ЖК РФ, ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»). Даже новая глава 9.1 «Решения собраний», введенная в действие с 1 сентября 2013 г. в рамках реформы ГК РФ, тоже содержит положение с похожей формулировкой (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.05.2013 № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»). В пункте 5 ст. 181.4 ГК РФ максимальный срок оспаривания решения собрания определен таким образом: не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.