Согласно статистическим данным Федеральной таможенной службы о торговле важнейшими товарами внешнеторговый оборот России в январе в годовом сопоставлении снизился, чему виной значительное сокращение импорта. Экспорт, наоборот, немного подрос. Такое начало года должно немного успокаивать экспертов, переживающих за сальдо внешнеторгового баланса и счет текущих операций. Однако, учитывая известную структуру импорта, такой разворот плохо говорит об инвестиционной активности в реальном секторе российской экономики.
По данным таможенной статистики, в январе 2014 г. внешнеторговый оборот России (с учетом торговли с партнерами по Таможенному союзу — Беларусью и Казахстаном) составил 57,6 млрд долл. США, что по сравнению с январем 2013 г. меньше на 2,4%. В частности, со странами дальнего зарубежья внешнеторговый оборот составил 50,8 млрд долл., с государствами СНГ — 6,8 млрд долл.
Российский экспорт в январе 2014 г. «весил» 39,2 млрд долл. и по сравнению с январем 2013 г. вырос на 0,6%. В общем объеме экспорта на долю дальнего зарубежья в январе 2014 г. приходилось 86,9%, на долю стран Содружества — 13,1%.
Посодействовал же снижению внешнеторгового оборота России импорт. В январе 2014 г. он составил 18,4 млрд долл. и в годовом сопоставлении существенно снизился — на 8,3%. В общем объеме импорта удельный вес государств дальнего зарубежья в январе этого года набрал 90,5%, стран СНГ — 9,5%.
Таким образом, сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 20,7 млрд долл., что на 1,9 млрд долл. (или на 10,1%) больше, чем в январе 2013 г. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 17,4 млрд долл. (увеличение на 1 млрд долл.), со странами СНГ — 3,3 млрд долл. (рост на 0,9 млрд долл.).
Здесь уместно напомнить, что в январе прошлого года ситуация наблюдалась иная — экспорт тогда снизился на 2,2%, а импорт вырос на 11,6%. В результате сальдо торгового баланса в годовом выражении сократилось на 13,7%. И до середины 2013 г. помесячная динамика импорта опережала относительные показатели экспорта, лишь после этого российские товарные поставки за рубеж стали отыгрывать потери у затухавшего роста импорта. Кстати, опередить рост импорта экспорту удалось, буквально запрыгнув на подножку последнего вагона уходящего поезда — еще по итогам января — ноября последнему чуть-чуть не хватало скорости, чтобы выйти из отрицательной зоны и не проигрывать динамике роста импорта, но с учетом декабря это все-таки удалось: минувший год экспорт подытожил увеличением на 0,3%, а импорт — на 0,2%.
Словом, начало нынешнего года должно немного успокаивать аналитиков, болеющих за сальдо российской внешней торговли. «Немного», поскольку речь-то идет о торговле товарами, а портит общий внешнеторговый баланс, известно, торговля услугами, где наш экспорт начисто проигрывает импорту.
К тому же, сокращение товарного импорта — это палка о двух концах. Без малого половину в российских закупках за рубежом занимает машиностроительная продукция — товары инвестиционного спроса. При сокращении ее импорта и скудных возможностях импортозамещения активной модернизации и качественного роста в реальном секторе российской экономики ожидать не приходится.
А судя по всему, товарный импорт продолжил снижение и в феврале. По предварительным данным ФТС, импорт из стран дальнего зарубежья (как выше сказано, на них приходится 90% российских закупок) в годовом сопоставлении снизился на 7,8% против роста на 6,4% годом ранее. И самое большое сокращение в «дальнем» импорте, как показывает представленная таблица, произошло как раз по части машин и оборудования — на 9,7% в годовом сопоставлении — а также химической продукции — на 9,8%. Иначе говоря — по инвестиционным товарам и сырью с материалами.
Западные машиностроители, несомненно, грустят от таких цифр, но и нам веселиться не с чего.