Открытость местных бюджетов — приоритет развития бюджетной системы

| статьи | печать

Администрации всех 16 пилотных муниципальных образований — участников проекта «Открытый бюджет» из семи субъектов Российской Федерации активно повышают эффективность управления бюджетными ­средствами, но не все публикуют информацию для собственных граждан.

Именно доступность для населения информации об управлении муниципальными бюджетными средствами разделила участников пилотного проекта «Открытый бюджет» на лидеров и аутсайдеров. Такой вывод сделали эксперты Фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив, составляя во второй раз рейтинг открытости местных бюджетов (см. таблицу).

По их заключению, лидеры рейтинга используют самые разные каналы для раскрытия информации. К примеру, проводят целенаправленные мероприятия по максимально полному информированию населения о текущем и перспективном бюджетном процессе в открытых источниках и средствах массовой информации. При этом органы местного самоуправления лучших муниципальных образований активно привлекают граждан к участию в мероприятиях и при составлении бюджетного плана на три года, и при реализации намеченных мер для рационального и эффективного использования бюджетных средств.

Диалог с местным населением позволил администрации г. Переславля-Залесского (Ярославская область) занять первую строчку рейтинга, набрав 85,7 балла из 100 возможных. В первом рейтинге «Открытого бюджета» городской округ был на восьмом месте.

Два других лидера — г. Вятские Поляны (Кировская область) и Альметьевский муниципальный район Республики Татарстан тоже значительно продвинулись вверх. Городской округ поднялся на три позиции, а сельский район — на шесть.

Эксперты рекомендуют муниципалитетам активнее использовать для публикации собственной информации возможности электронной площадки «Открытый бюджет». Этот ресурс управленческого инструментария доступен без дополнительных затрат.

Возможности портала позволяют анализировать представленную информацию о бюджетах, фиксировать отклонения от плановых значений, проводить сравнение по годам как в рамках одного муниципального образования, так и между муниципальными образованиями одного региона. Анализ базируется на «Системе оценки прозрачности бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований». Одна из ее частей включает показатели, рекомендуемые Минфином России для представления гражданам в доступной форме региональных и местных бюджетов.

Эксперты оценивают дея­тельность муниципальных администраций и местных представительных органов по определенным критериям и индикаторам, понятным людям без специальной финансово-экономической подготовки.

В основу системы легли следующие принципы:

1) система задает правила построения агрегированного индекса, который представляет собой интегральный показатель прозрачности бюджета по отдельным параметрам, полученный в зависимости от соответствия этих параметров различным критериям;

2) при составлении анкеты важными признаются следующие критерии оценок:

  • состав и качество предоставляемой информации;
  • доступность раскрываемой информации для населения (способы распространения ­информации среди граждан и эффективность этой деятельнос­ти);
  • участие граждан в обсуждении бюджета.

На основании экспертных заключений граждане сами могут оценить степень прозрачности бюджетного процесса в своем муниципальном образовании и даже сравнить с доступными им показателями соседних муниципальных образований. Загвоздка лишь в том, что местные власти неохотно делятся информацией, и задача проекта — побудить муниципальные и регио­нальные власти не устраивать «тайны мадридского двора» вокруг бюджетного процесса, осуществляемого на деньги налогоплательщиков.

По мнению экспертов, бюджетная политика, по большому счету, — одно из наиболее значимых направлений государственной политики, касающееся каждого гражданина. Однако в настоящее время отсутствует понятное раскрытие бюджетной информации. Сама по себе в виде набора цифр такая информация не имеет практической пользы для широких слоев населения, а интересующие граждан конкретные вопросы объектов здравоохранения, образования, качества оказания государственных услуг и, скажем, еще состояния дорог не имеют видимой привязки к бюджетным данным. Не всегда системна и зачастую имеет формальный характер роль законодательных органов власти при осуществлении бюджетных процедур. Между тем в современном обществе есть спрос на более активную и системную позицию депутатов всех уровней — от муниципальных до федеральных.

С целью повышения роли граждан, гражданского общества и законодательных органов государственной и муниципальной власти в бюджетном процессе в пилотном режиме начата в прошлом году реализация проекта «Открытый бюджет».

Задачи проекта:

  • повышение грамотности граждан по вопросам бюджетной политики, привлечение их к участию в бюджетном процессе и контролю над исполнением бюджета;
  • обеспечение граждан адекватной информацией по бюджетной тематике с понятным описанием проблем и путей их ­решения;
  • разработка моделей участия граждан в принятии решений в бюджетной сфере, включая разработку поправок в законодательные и нормативные правовые акты для реализации таких моделей;
  • консультирование и методическая помощь органам власти по вовлечению граждан и общественных организаций в бюджетный процесс.

На портале «Открытый бюджет» каждый гражданин может написать обращение, жалобу или предложение, а затем отслеживать их рассмотрение соответствующим органом власти и таким образом оценивать деятельность государственных и муниципальных властей.

«ЭЖ» будет регулярно информировать своих читателей как о ходе реализации проекта, так и о расширении круга его участников, поскольку власть шаговой доступности, чем является местное самоуправление, по природе своей не может быть закрытой от общественного конт­роля. Особенно при работе с общественными финансами, с бюджетными деньгами.

Вторая сторона развития институтов общественного пригляда за местной властью заключается в становлении активного гражданского общества в каждом муниципальном образовании, без чего немыслимо само существование местного само­управления.

Ну не может быть так, чтобы из более чем 23 000 муниципальных образований только полтора десятка органов местного самоуправления долго оставались самыми отважными и открытыми перед местным населением. Власть, напрямую избираемая людьми, не может быть закрытой для людей. Не допус­тить закрытость местного самоуправления должны и могут активные местные сообщества граждан. И один из инструментов людского надзора над местной властью — проект «Открытый бюджет».

Рейтинг пилотного проекта «Открытый бюджет», по состоянию на 1 марта 2014 г.

Место

Муниципальное образование

Баллы

1

г. Переславль-Залесский, Ярославская область

85,75

2

г. Вятские Поляны, Кировская область

69,8

3

Альметьевский район, Республика Татарстан

65,5

4

г. Слободской, Кировская область

64,68

5

г. Набережные Челны, Республика Татарстан

63,68

6

п. Первомайский, Кировская область

59,55

7

г. Сыктывкар, Республика Коми

58,5

8

Верхошижемский район, Кировская область

58,44

9

Мытищинский район, Московская область

54,68

10

Рыбинский район, Ярославская область

45,425

11

Слободский район, Кировская область

28,68

12

Даровский район, Кировская область

23,7

13

г. Волжский, Волгоградская область

12,55

14

г. Белогорск, Амурская область

10,5

15

г. Сосногорск, Республика Коми

9,89

16

Орловский район, Кировская область

4,29

Источник: Комитет гражданских инициатив