Наиболее перспективными регионами для проектов, которые реализуются за счет совместных усилий государства и частного капитала, являются субъекты Федерации с небольшим опытом государственно-частного партнерства (ГЧП), но приличным инвестиционным климатом. К таким выводам пришли участники Российской недели государственно-частного партнерства, прошедшей в столице.
На территории нашей страны сегодня на различных стадиях реализации находится 131 крупный государственно-частный проект. Среди них 70 концессионных соглашений и 46 соглашений о ГЧП на основе регионального законодательства. Общая заявленная стоимость ГЧП-проектов составляет впечатляющую сумму — более 1 трлн руб.
Интересная деталь: оцениваемый объем инвестиций со стороны частных партнеров составляет 913 млрд руб. По мнению экспертов, это свидетельствует, что сейчас бизнес при реализации проектов ГЧП хочет от государства предсказуемых условий сотрудничества, адекватной нормативно-правовой базы и обеспечения дееспособной инфраструктуры, а деньги он может найти и сам.
К сожалению, пока степень доверия между державой и бизнесом невысока, что признают сами представители власти. По словам замглавы Минэкономразвития Сергея Белякова, Россия — государство уникальное, где остро стоит вопрос экономического климата и доверия, особенно в случае с «длинными» проектами. «Государство не доверяет инвестору, опасается, что будет нецелевое использование объекта или хищение средств, инвестор боится, что на него возложат дополнительные обязательства и не вернут потраченные средства», — прокомментировал ситуацию чиновник.
Тем не менее в России есть целый ряд регионов с высоким потенциалом ГЧП. Их перечень был определен в ходе составления рейтинга регионов по уровню развития ГЧП, который разработан Центром государственно-частного партнерства при участии МЭР и Торгово-промышленной палаты. При оценке регионального потенциала для привлечения инвестиций в проекты ГЧП учитывались развитость институциональной среды в этой сфере, опыт реализации подобных проектов и инвестиционная привлекательность той или иной территории в целом.
Такой подход позволил разделить все российские регионы на три группы. В первую вошли регионы-лидеры. Среди них стоит выделить Санкт-Петербург и Республику Татарстан, которые обладают наивысшей инвестиционной привлекательностью, имеют большой опыт реализации региональных проектов ГЧП и развитую институциональную среду.
Высокими показателями количества проектов отличается Новосибирская область, приличный опыт накоплен также в Свердловской и Нижегородской областях.
Кроме того, Нижегородская область стала лидером по развитости практики применения концессионных соглашений, а Свердловская область обладает значительной инвестиционной привлекательностью.
В группу лидеров рейтинга вошла и Воронежская область, которая выделяется наивысшим показателем развитости нормативно-правовой базы для реализации проектов ГЧП.
Экономисты подчеркивают, что перспективы реализации новых проектов ГЧП в регионах-лидерах не очень высоки, поскольку у них уже в большой степени задействованы региональные ресурсы.
Особого внимания инвесторов заслуживает вторая группа регионов — с небольшим опытом реализации проектов ГЧП, но приличной нормативно-правовой базой и высоким инвестиционным потенциалом. В нее вошли регионы, которые начинают реализацию проектов ГЧП, — Пермский край, Ярославская, Липецкая, Самарская области и Ханты-Мансийский автономный округ.
К третьей группе эксперты отнесли в основном регионы, в которых проекты ГЧП находятся еще на предварительной инвестиционной стадии. Интересна позиция Московской области, у которой очень высокий инвестиционный потенциал, но пока нет ни одного регионального проекта на стадии реализации.
В группу аутсайдеров попали регионы с невысокой инвестиционной привлекательностью.
Таблица рейтинга регионов по уровню развития государственно – частного партнерства
Источник: Центр развития ГЧП