Большинство саморегулируемых организаций сегодня ограничивается лишь формальным исполнением установленных законодательством требований об информационной открытости. Однако, уже имеющейся у СРО информацией можно распорядиться с пользой для своих членов.
Саморегулируемая организация в силу своей природы и задач, для решения которых она создается, должна информационно взаимодействовать со многими субъектами: членами, потенциальными членами, другими СРО, потребителями, органами власти, международными отраслевыми объединениями, СМИ и т.п. Однако в большинстве СРО взаимодействие с этими субъектами если и осуществляется, то стихийно. Результат от этого минимален, поэтому все чаще руководство саморегулируемых организаций разочаровывается и сокращает в бюджете строку расходов на связи с общественностью.
Требования к информационной открытости СРО, внесенные Федеральным законом от 07.06.2013 № 113-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций» (далее — Закон об информационной открытости) в Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон о СРО), к сожалению, дают лишь рамочное представлении о том, что, где и как должна публиковать саморегулируемая организация. Эти законы не ставят перед СРО задач по формализации и структурированию уже имеющейся у них информации и не предлагают средства и инструменты поставки информации обществу. В результате качественное исполнение установленных требований сейчас зависит только от отношения к формированию информационной политики руководства или членов СРО.
Например, в соответствии с Законом об информационной открытости СРО обязаны публиковать реестр членов. Но детальные требования к реестру (кроме того, что в нем должны содержаться сведения о лицах, прекративших свое членство) отсутствуют. Таким образом, саморегулируемая организация может ограничиться в своем реестре лишь названиями организаций без всяких иных идентификаторов. Некоторые крупные СРО даже не могут найти своих членов в связи со сменой ими юридического или фактического адресов. Что не позволяет им полноценно взаимодействовать с членами: ведь их невозможно элементарно собрать на общее собрание.
Также в Законе об информационной открытости весьма размыты требования к наличию сайта и обязанности раскрытия информации на момент внесения сведений о СРО в государственный реестр. Это и многое другое дает возможность недобросовестным СРО не публиковать точную информацию до первой проверки. А добросовестных не стимулирует к позиционированию своей отрасли в экономике России и себя в этой отрасли.
В результате функция саморегулируемых организаций сводится до уровня буквального исполнения требований закона. Ограничившись исполнением формальных процедур, СРО закрывают себе множество возможностей по реализацию своих прав и пренебрегают важнейшей миссией по обеспечению общественной безопасности и цивилизованного развития рынков.
Легче создать новую информацию, чем найти имеющуюся
С точки зрения потребителя (заказчика, проверяющего органа, отраслевого аналитика и т.д.), содержащиеся сегодня в реестрах большинства саморегулируемых организаций сведения о членах вообще не имеют никакой ценности.
СРО владеют (или могут владеть) огромным массивом абсолютно не структурированной информации о членах и их поведении на рынке, хозяйственной и финансовой информации, знаниями о проблемах и задачах отрасли, возможных решениях и направленных на решение планах. Огромное количество полезной информации превращается в бесполезный информационный мусор. И легче создать новую информацию, чем найти уже имеющуюся.
Поскольку у большинства национальных объединений СРО нет единого реестра членов СРО всей отрасли, то, чтобы найти одного из них, придется копаться на сотнях сайтов различных СРО. Но даже если удастся найти на одном из сайтов искомую организацию, едва ли получится обнаружить хотя бы телефонный номер для связи с ней. Ситуация заметно осложняется, если организация к этому моменту уже вышла из данной СРО. Практически ни на одном сайте СРО не ведется репутационная история членов, история взысканий или поощрений, успешных и неуспешных проектов. Но, исходя из уважения к потребителю и выстраивая с ним партнерские отношения, нетрудно догадаться, что качественные характеристики членов СРО и их репутация были бы ему интересны.
Четыре режима раскрытия информации СРО
Важнейшая задача информационной политики СРО — четкое структурирование массива информации. Поскольку закон не предъявляет подобных требований к СРО и их членам, они должны сами, своими внутренними документами регламентировать порядок и состав раскрываемой их членами информации. Или законодатель должен сделать это за них, поскольку руководители СРО в большинстве случаев нацелены на не более чем буквальное исполнение закона.
По нашему мнению, информацию необходимо разделить на четыре блока, в рамках которых она публикуется в соответствии с требованиями закона или внутренними документами нацобъединений, СРО, членов СРО, на основании интересов и прав субъектов раскрытия.
Первый блок — информация, имеющая публичное значение. Это сведения, необходимые для идентификации субъекта с целью контроля со стороны общества, СРО или государства. Данная информация должна быть раскрыта на интернет-сайте саморегулируемой организации и регулярно обновляться. Она должна быть минимально достаточной и необходимой, а ее содержание и структура должны быть четко прописаны в Законе об информационной открытости.
Второй блок — это информация, которая предоставляется для целей контроля (в том числе дистанционного) и надзора по специальным запросам органов государственной власти, СРО и их национальных объединений в рамках их компетенции.
Третий блок — информация, которая характеризуется признаками тайны, охраняемой законом (банковская, коммерческая, персональная и т.п.). Она может быть предоставлена СРО только уполномоченным лицам и только по решению суда и прокуратуры.
Законом должны быть установлены четкие рамки каждого из трех вышеуказанных режимов. Нацобъединения и сами СРО могут установить дополнительные требования к этой структуре. К сожалению, сегодня закон просто перечисляет информацию, которая должна быть раскрыта.
Четвертый блок — информация для взаимодействия с обществом. На наш взгляд, один из самых важных и самых игнорируемых СРО. Поскольку СРО является гражданской корпорацией и ее главная миссия — открытая защита интересов своих членов (и цивилизованное развитие отрасли), влияние на потребителей, на органы власти, взаимодействие со своими членами, то фактически информационное взаимодействие с бизнесом, обществом, властью без четко выстроенной информационной политики и ее инструментария, мягко говоря, неэффективно.
Информационную политику СРО формируют ее задачи
Многолетнее взаимодействие с саморегулируемыми организациями позволяет говорить о том, что мало какие национальные объединения СРО, не говоря уже о самих СРО, поддерживают устойчивое взаимодействие с профессиональной прессой, мало кто занимается образованием потребителей. На наш взгляд, концепция информационной политики обязательно должна учитывать цели и продвижения товаров и услуг на рынок, и взаимодействия с органами власти с целью лоббирования, и повышения имиджа членов СРО и СРО как коллективного бренда и т.п.
Сейчас большинство саморегулируемых организаций ограничивается участием в отраслевых мероприятиях, публикацией редких новостей на сайтах и, в редком случае, изданием собственного журнала. Мало кто занимается открытым и цивилизованным лоббированием своих интересов, и практически никто не занимается сбором отраслевой информации, ее анализом и обеспечением этой информацией своих членов. Совсем небольшое количество СРО имеет строчку в бюджете на обеспечение миссий СРО в рамках информационной политики. В результате потребители не знают, что можно обращаться в СРО с жалобой на их членов, а чаще вообще не знают о существовании СРО в тех сферах, услугами или товарами которых они пользуются.
Одной из основных проблем реализации работ в сфере связей с общественностью является отсутствие в саморегулируемой организации единого мнения по основным проблемам отрасли. Для его формирования в первую очередь необходимо реализовать систематизацию информации в вышеназванных трех блоках. Узнать наконец-то телефонные номера и адреса электронных ящиков всех своих членов! Затем выделить из них самую активную часть, способную нести в массы единое мнение по проблемам отрасли и защищать интересы объединения.
При сформированном едином мнении СРО начинает представлять уже другой интерес со стороны субъектов своего коммуникационного взаимодействия. Инструментов подобного взаимодействия также великое множество, и их тоже необходимо привести в единую систему — сформировать информационную политику, содержащую набор инструментов и их описание.
Например, можно определить, что для лоббирования интересов отрасли СРО может осуществлять подготовку и рассылку в органы власти заключений на все проекты НПА, участвовать в рабочих группах и совещаниях при органах власти, общественных советах, оспаривать в суде принятые НПА, освещать в прессе свои позиции по тем или иным вопросам отрасли.
В информационной политике СРО также должны быть установлены требования к членам по представлению информации, необходимой для взаимодействия СРО с общественностью. Обладание такой информацией, подготовка информационно полезных материалов (например, отраслевых бюллетеней, аналитических докладов, мониторингов СМИ) добавляет привлекательности СРО в глазах своих членов и позволяет привлекать новых.
Особым «искусством» для СРО является взаимодействие с потребителями, а именно: СРО необходимо наладить постоянную работу с жалобами, регламентировать соответствующим документом, разработать стандарты качества продукции, продвигать свой бренд и говорить потребителям о качестве продукции (услуг). Выпускать брошюры, создавать информационные порталы для взаимодействия с потребителями, рейтинговать своих членов, работать со СМИ для формирования положительного отношения к отрасли в целом и к членам конкретной СРО.
Все это может показаться невозможным и затратным для СРО, но развитые рынки уже давно живут по этим принципам, и ни одна, даже средняя, европейская компания не существует без информационной политики. Для начала достаточно провести ревизию имеющейся информации и привести ее в систему.