Финансирование проектов является одной из основных задач финансового директора и его службы. Здесь важно сравнивать альтернативные варианты, понимать их риски и преимущества и умело обходить подводные камни. Как при этом сэкономить время на подготовку пакета документов и какими способами удешевить кредитный портфель? Своим опытом делится Анна Глазкова, финансовый директор Группы компаний ABAVA Group, к.э.н., МВА.
При всей простоте получения кредита без залога и поручительства нужно отдавать себе отчет в том, что банки никогда не действуют в ущерб себе. Риск невозвращения кредита компенсируется высокой процентной ставкой. Борьба за клиента в конкурентных условиях не оставляет выбора при осуществлении девелоперских и инвестиционно-строительных работ, ведь необходимо своевременное финансирование и по адекватным рыночным ставкам. В таких условиях подходящим вариантом является проектное финансирование. Существуют и другие возможные способы привлечения долгосрочного финансирования (рис. 1).
Аргументы в пользу проектного финансирования
Безусловным положительным обстоятельством при одобрении проектного финансирования является наличие нескольких факторов:
■ доля участия в проекте собственными средствами (более 20%);
■ высокая стадия готовности объекта (более 40%), по крайней мере, окончание начального этапа работ по проекту (котлован, стена в грунте, водоотведение);
■ получение полного пакета ИРД;
■ высокая ликвидность площадей проекта;
■ предоставление ликвидных залогов и поручительств;
■ регресс на действующий успешный бизнес, реализация площадей в объекте, в том числе через ипотечные программы банка и пр.
Смысл проектного финансирования заключается в его долгосрочности, срок предоставления заемных средств должен быть достаточен для покрытия процентов и тела долга из самого проекта, то есть источником погашения заемных средств является сам проект. При этом способам обеспечения исполнения обязательств необходимо уделить особое внимание. Недвижимое имущество, определенное в качестве залогового, должно быть зарегистрировано в государственном реестре прав на недвижимое имущество (договор ипотеки), залог движимого имущества в обеспечение обязательств подлежит нотариальному удостоверению.
Перед началом поиска возможного финансирования необходимо запастись терпением и пополнить боевой арсенал стандартным пакетом для предоставления его в финансовые институты. Он включает:
1. Бизнес-план (презентацию или описание).
2. Бюджет проекта.
3. Финансовую модель движения денежных средств.
4. Краткое маркетинговое обоснование (обоснование цен реализации, стратегия продаж, сроки осуществления затрат и реализации). Для коммерческих площадей — комментарии по наличию поблизости аналогичных объектов-конкурентов, конкурентные преимущества и недостатки объекта.
5. Обоснование затратных статей (сметные расчеты, технико-экономическое обоснование и пр.).
6. Подробные данные об инициаторе проекта: опыт работы, проекты с кратким описанием (адреса, общий объем инвестиций, сроки реализации), как реализованные, так и текущие.
7. Данные о генеральном и основных подрядчиках проекта: опыт работы, реализованные проекты с кратким описанием, количество и профессиональный статус сотрудников, наличие собственной техники.
Кроме того, в нем могут содержаться и дополнительные пункты, отражающие специфические моменты бизнеса или отраслевых решений.
На что может повлиять финансовый директор
Из приведенных составляющих стандартного пакета документов финансовая служба отвечает прежде всего за составление бюджета проекта (табл. 1).
Для доказательства жизнеспособности и кредитоспособности проекта составляется долгосрочная финансовая модель движения денежных средств (табл. 2).
Кроме того, нужно экономически обосновать проект. С этой целью при построении модели следует учитывать базовые параметры, удовлетворяющие требованиям структур, выделяющих финансирование под проект:
■ положительные денежные потоки на всех этапах проекта;
■ коэффициент покрытия не менее 1,2;
■ риски падения базовых цен реализации на 20%;
■ срок окупаемости — не более десяти лет с момента ввода объекта в эксплуатацию;
■ срок строительства — не более трех лет.
Эффективности инвестиционно-строительного проекта необходимо уделить особое внимание еще на этапе принятия решения о возможности реализации. Речь идет о таких показателях, как дисконтированный период окупаемости (DPP), внутренняя норма доходности (IRR), чистая приведенная стоимость (NPV), индекс прибыльности (PI). Фактически это индикаторы, свидетельствующие о наличии эффекта и ожиданиях бизнеса, и критерии оценки проектов. Например, бизнес может принять внутреннее решение о целесообразности вынесения инвестиционного проекта на рассмотрение только при соблюдении определенных условий и нормативов. К примеру, внутренняя норма доходности (IRR) не менее 20%, дисконтированный период окупаемости (DPP) не более 4,5 лет. Решения по определению нормативных значений принимаются самостоятельно и служат рамками и нормами при выборе критериев эффективности.
Обеспечение по привлеченному финансированию также входит в сферу ответственности финансового директора. Структура обеспечения определяется для каждого проекта индивидуально. Эта тема является весьма болезненной, особенно в случае недостатка залоговой массы при принятии решения банком о финансировании. В качестве обеспечения выступают активы, связанные с проектом, и активы, не связанные с проектом, а также поручительства.
Активы проекта включают:
■ земельный участок (права аренды) под строящимся объектом;
■ залог объекта, не завершенного строительством;
■ залог прав требований на строящиеся площади объекта, залог акций застройщика, материнских компаний.
Поручительства могут быть:
■ основных компаний группы;
■ собственников бизнеса;
■ третьих лиц.
Альтернативные способы привлечения заемных средств
При наличии солидного кредитного портфеля финансовой службе приходится использовать альтернативные источники привлечения финансирования. Они необходимы для:
■ страхования рисков во взаимодействии с банками-партнерами;
■ удешевления кредитной массы.
В любом случае уверенности прибавляется от наличия конкурентной среды в банковском пуле ваших кредиторов. Три или четыре открытые кредитные линии, комфортное соотношение длинных и коротких кредитных ресурсов (при наличии инвестиционных проектов длительных кредитов должно быть больше — 60/40). Можно рассмотреть различные варианты привлечения заемных ресурсов (с учетом специфики и деловой практики бизнеса):
■ смешанное финансирование (аккредитивы, лизинг, факторинг);
■ мультивалютный кредит (ставка может колебаться в диапазоне 2,5—4% годовых);
■ параллельные кредитные линии (рубли, евро, доллары).
Плюсы |
Минусы |
Удешевление кредитного портфеля |
Валютные риски |
Маневренность |
Трудоемкость |
Реструктуризация кредитного портфеля |
|
Несмотря на свою трудоемкость, реструктуризация позволит удешевить кредитный портфель и применить более комфортные форму и схему финансирования:
■ подбор финансирования с различными схемами погашения основного долга — равные доли, в конце срока, шар, или баллон (рис. 2);
■ мониторинг рынка кредитов и работа над лимитами для группы компаний.
Плюсы |
Минусы |
Удешевление кредитного портфеля |
Трудоемкость |
Наличие уверенности и конкурентного поля для финансовых институтов |
Ведение переговоров с несколькими банками одновременно Финансирование поставки и монтажа оборудования |
Если в составе инвестиционного проекта есть поставка и монтаж оборудования, целесообразно привлечь более дешевые деньги на закупку оборудования с использованием аккредитива, банковской гарантии, международного факторинга или целевого проектного финансирования. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из упомянутых способов.
Аккредитив используется в качестве средства финансирования сделки и представляет собой поручение банка одному или нескольким банкам осуществить платеж в пользу бенефициара суммы, указанной в аккредитиве, по представлении в банк отгрузочных документов (накладных или акта приемки). На практике его применения удается сэкономить на стоимости заемных средств; цена аккредитива варьируется в зависимости от требований банков-партнеров и в среднем находится на уровне 2,5% годовых (2% — комиссия иностранного банка плюс 0,5% — комиссия российского банка).
Плюсы |
Минусы |
Дешевые деньги |
Валютные риски |
Без залога |
Короткие деньги |
Страхование юридических рисков |
|
Финансирование долгосрочных инвестиционных проектов |
|
Участниками финансирования выступают банки, синдикаты, инвестиционные фонды. При этом предпочтение отдается крупным инфраструктурным проектам.
Плюсы |
Минусы |
Длинные деньги |
Min 30% — собственные деньги |
|
Дорогие деньги |
|
Залоги |
Международный факторинг представляет собой кредитование поставщиков путем выкупа краткосрочной дебиторской задолженности (не превышающей 180 дней, как правило).
Плюсы |
Минусы |
Дешевые деньги |
Валютные риски |
Без залога |
|
Страхование юридических рисков |
|
Возможны также и альтернативные способы смешанного финансирования с использованием аккредитива и лизинга оборудования после его ввода в эксплуатацию.
Приведем пример.
Проект по поставке, сборке и монтажу оборудования длительного цикла изготовления.
■ Объект — оборудование для контроля биометрических параметров пассажиров в аэропортах.
■ Страны-производители — Италия и Россия.
■ Срок производства, шеф-монтаж и опытная эксплуатация — 24 месяца.
■ Сумма контракта — 2,5 млн евро.
Этапы реализации контракта с применением смешанного типа финансирования можно представить в виде следующих последовательных действий:
■ Аккредитив — 12 месяцев, участниками являются иностранный поставщик, российский покупатель, иностранный банк и российский банк.
■ Оплату поставщику осуществляет банк поставщика.
■ Одномоментная оплата аккредитива в банк покупателя и одновременная продажа объекта лизинговой компании с получением средств от лизинговой компании.
■ Оплата аванса лизинговой компании из собственных средств или из кредитных средств.
■ Лизинг на срок 12 месяцев.
■ Оплата за лизинг производится в течение 12 месяцев по комфортной схеме, выбранной лизингополучателем.
■ В конце срока лизинга оборудование выкупается по минимальной стоимости и ставится на баланс лизингополучателя.
В дальнейшем вы вправе распоряжаться оборудованием по усмотрению бизнеса (продажа, монтаж, использование).
Составление отчетности по международным стандартам
Особое внимание необходимо уделить МСФО. Если в компании есть практика составления отчетности по международным стандартам — отлично, если этот процесс отсутствует — нужно убедить директора и акционера в необходимости осуществления трансформации и аудита по МСФО. Экономический эффект от проведения аудита отчетности по МСФО существенно превысит уровень аудиторского вознаграждения. Снижение процентной ставки по банковским кредитам обычно достигается в среднем на 1—2% годовых. Дело в том, что финансовые институты компенсируют риски и свое недоверие клиенту повышенной процентной ставкой. Наличие же прозрачной проаудированной отчетности убедит банк в понимании бизнеса клиентом, а значит, увеличит доверие к вам и вашему бизнесу.
К тому же аудит по МСФО имеет ряд следующих неоспоримых преимуществ:
■ во-первых, проводится командой высококвалифицированных специалистов;
■ во-вторых, одновременно можно оценить налоговые риски и выявить налоговые резервы;
■ в-третьих, способствует присвоению более высокого кредитного рейтинга;
■ в-четвертых, приведет к созданию базы для оценки стоимости бизнеса (due diligence) и построения финансовой модели на основе МСФО;
■ в-пятых, проаудированная отчетность по МСФО потребуется для выхода компании на IPO и размещения облигационного займа минимум за два года.
Финансовые показатели и ковенанты
Для соблюдения финансовых ковенант по кредитным соглашениям финансовому директору необходимо осуществлять постоянный мониторинг показателей, причем действовать нужно в период формирования плановых и прогнозных значений, а не постфактум при «посмертном» анализе, когда изменить уже ничего нельзя.
Эти показатели заслуживают особого и пристального контроля:
■ выручка;
■ чистая прибыль;
■ чистые активы;
■ леверидж (соотношение между заемными и собственными средствами);
■ собственный оборотный капитал;
■ EBITDA;
■ соотношение долг/EBITDA;
■ коэффициенты ликвидности;
■ коэффициенты обеспеченности собственными средствами;
■ показатели финансовой устойчивости;
■ коэффициенты оборачиваемости;
■ рентабельность и пр.
В целях экономии энергии и своего рабочего времени в поисках заемных средств и обслуживания привлеченного долгосрочного финансирования проекта финансовому директору необходимо выполнить ряд мероприятий. Оптимизировать такие действия можно с помощью следующего алгоритма:
■ привести в порядок управленческую отчетность;
■ построить финансовую модель;
■ провести аудит по МСФО;
■ сформировать универсальный пакет документов для банков;
■ осуществлять постоянный мониторинг показателей;
■ внедрить регулярную отчетность для банков;
■ общаться с банками-партнерами и делиться опытом со своими коллегами.