С 1 апреля готовится принятие разработанного Минпромторгом постановления правительства о приоритете российских производителей медицинской техники и лекарственных средств. Все государственные медицинские учреждения могут обязать закупать шприцы, аппараты УЗИ, компьютерные томографы, выпущенные отечественными производителями.
Постановление, по заверению его создателей, призвано повысить долю производства отечественных медицинских изделий к 2020 г. с нынешних 18% до 40%.
Импортному производителю будет «заказан» путь в государственные больницы и поликлиники методом запрета участия в государственных тендерах.
Для осуществления заветной цели Минпромторг предлагает ввести дополнительное требование к размещению заказов на поставки лекарственных средств для нужд государства. В заявке должна быть указана требуемая страна происхождения лекарства. Поставщики зарубежных препаратов к участию в торгах допущены не будут, если в российском реестре лекарственных средств РФ есть два и более российских производителя лекарств, в отношении которых размещается заказ.
Цель таких законодательных изменений — достигнуть показателей, прописанных в программе развития российской фармацевтической промышленности, в частности, чтобы к 2018 г. 90% препаратов из перечней стратегически значимых и жизненно важных производились в России.
Сейчас отечественные производители уже имеют 15-процентную преференцию по цене при участии в торгах по госзакупкам по сравнению с зарубежными конкурентами: если при проведении торгов цена на российский препарат до 15% превышает цену предложения зарубежного поставщика, предпочтение отдается отечественному производителю. Это увеличивает долю российских производителей в поставках по госзакупкам.
Российские производители таким образом получат преференции, которые должны увеличить их шансы достичь целевых показателей стратегии «Фарма- 2020», то есть увеличить свою долю на рынке лекарственных препаратов до 50%. Сейчас доля отечественных производителей — около 28—29%.
В течение месяца Минпромторг должен утвердить критерии, по которым лекарственные средства, произведённые на территории РФ с использованием компонентов иностранного происхождения, могут быть отнесены к лекарствам российского происхождения.
Как следует из проекта приказа Минпромторга, размещённого на сайте ведомства, выделяется три таких критерия. Первый — это производство субстанции для лекарства на территории РФ, второй — производство лекарственной формы. Третьим критерием, применение которого предполагается до конца 2013 г., подразумевает производство первичной или вторичной упаковки или маркировки на территории страны.
В перечень вошло несколько десятков наименований продукции. Это антисептические салфетки, раневые повязки, компьютерные томографы, рентген-установки, флюорографы, ангиографы, маммографы, дефибрилляторы, полный спектр оборудования для кабинетов стоматологов, оборудование для реанимации новорожденных, шприцы и иглы, наборы для переливания крови, микрохирургические инструменты для офтальмологов, иглы для акупунктуры и многое другое.
К понятию «медицинские изделия» относится всё — от пластыря до ядерно-магнитного томографа. И скоро львиной доле этого ассортимента (полный перечень к документу прикладывается) путь в государственную медицину будет закрыт, если они будут произведены за пределами РФ, республик Беларусь или Казахстан. Или если они будут более чем на 50% состоять из импортных комплектующих.
В декабре 2012 г. крупнейшей фирмой-производителем по стоимостному объёму продаж в аптечных сетях стала международная компания Sanofi-aventis со штаб-квартирой в Париже (доля 5,33%), на втором месте с долей 4,6% — российский «Фармстандарт», на третьем — швейцарская Novartis с долей 3,23%.
Novartis в 2011 г. начала в России строительство первой очереди завода. Также свои производства в России начали строить фармацевтические компании Nycomed, Berlin-Chemie AG и AstraZeneca.
По данным аналитического агентства DSM Group, оборот российского коммерческого рынка лекарств в прошедшем году вырос в стоимостном выражении по сравнению с предыдущим годом на 13,6% и составил 405,1 млрд руб. Импорт занимает около 85% от общего объёма лекарственных госзакупок, в госпитальном сегменте — 70% (годовой объём закупок — 115 млрд руб.), в программе дополнительного лекарственного обеспечения — 86% (годовой объём — 65,5 млрд руб.).
В длинном названии постановления — «Об установлении запрета на допуск товаров (отдельных видов медицинских изделий), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации» — сказано практически всё. Таким образом, по нему выходит, что российских пациентов решили «защитить» от медтехники, применяемой во всем мире. Для чего в больницах и поликлиниках, возможно, установят плёночные рентген-аппараты, которые уже нигде не используются, уколы будут делать нашими толстыми иголками, а операции на глазах — нашими скальпелями.
В Ассоциации международных производителей медицинских изделий IMEDA прогнозируют быстрый рост монополизма отечественных компаний. Из перечня, который представляет собой случайный набор изделий, не следует, что они должны быть инновационными. Уже никто в мире не производит пленочные рентгены — только мы, и российским пациентам придётся ими пользоваться. Да даже при производстве цифровых рентген-установок в России никто не пользуется международными стандартами обработки данных. Импортные компьютерные томографы госмедицина тоже не сможет закупать, как и ангиографы, которые в стране, к слову, делает только одна компания. И от неё будет зависеть вся государственная медицина, как и от двух производителей отечественных маммографов.