Деловая активность в промышленности «призадумалась»

| статьи | печать

Данные Росстата о деловой активности в промпроизводстве ожидались с тревожным интересом, учитывая политичес­кие события февраля-марта, связанные с Украиной. Паники в них нет, но есть настороженность.

Очередное обследование Росстатом деловой активности 5400 организаций, относящихся к промышленной деятельности, показало, что индекс предпринимательской уверенности, отражающий обобщенное состоя­ние предпринимательского поведения в отрасли, в марте 2014 г. по сравнению с декабрем 2013 г. повысился в добывающих производствах с –5 до –1%, в обрабатывающих производствах с –8 до –2%, а в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды снизился с 6 до –9%. Все это внешне укладывается в обычную сезонно-календарную динамику промышленных видов деятельности. Но после известных внешнеполитических коллизий, связанных с Украиной, они нуждаются в более пристальном внимании.

По оценкам руководителей организаций добывающих и обрабатывающих производств, в марте 2014 г. баланс оценок рес­пондентами спроса продукции (портфеля заказов) в добывающих производствах составил –27%, в обрабатывающих — –38%, а в марте 2013 г. соответственно –17 и –31%. Заметим, что в добыче полезных ископаемых, более ориентированных на экспорт своей продукции, падение деловых настроений руководителей предприятий составило 10 п.п. против 7 п.п. в обработке. Но, как показывает соответствующая диаграмма Росстата, и в добыче, и в обработке в марте по этому показателю — небольшой подъем.

В среде опрошенных руководителей в марте 2014 г. число оптимистически настроенных на рост производства в течение ближайших трех месяцев превышает число пессимистически ожидающих снижения выпуска продукции в добыче полезных ископаемых на 22 п.п., в обрабатывающих производствах — на 28 п.п. И опять же — к предыдущему месяцу, хотя и с замедлением, есть прирост динамики.

Заметим также, что в марте 2013 г. в обрабатывающих производствах деловой настрой снизился.

В марте 2014 г. экономичес­кую ситуацию в своей организации по добыче полезных ископаемых считают благоприятной 8% и удовлетворительной — 71% руководителей, в обрабатывающих производствах — соответственно 9 и 74% респондентов. Вместе с тем, отмечает Росстат, число пессимистически настроенных в отношении оценки текущей экономической ситуа­ции респондентов превышает число оптимистов на 12 п.п. в добыче полезных ископаемых и на 8 п.п. — в обрабатывающих производствах.

Опять отметим, что в добыче относительно февраля соответствующий показатель чуть снизился, а в перспективе шести месяцев остался на прежнем уровне. В обработке оба показателя сохранили уровень предыдущего месяца, что может говорить о большей стойкости (возможно, психологической) к изменению внешнеполитичес­кой и экономической ситуации. Заметим, впрочем, что и в добыче полезных ископаемых взгляд руководителей предприятий на полугодовую перспективу в марте был стабилен.

Улучшения экономической ситуации в ближайшие шесть месяцев ожидают в добыче полезных ископаемых 27%, в обрабатывающих производствах — 32% опрошенных. При этом, отмечает Росстат, число оптимистов превысило число ожидающих ухудшения экономической ситуации в добыче на 20 п.п., в обработке — на 26 п.п. Паники из-за внешних шоков в этом не видно.

Среди факторов, сдерживающих, по мнению руководителей, рост производства на предприятиях по добыче полезных ископаемых, преобладает высокий уровень налогообложения, в обрабатывающих производствах — недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке. При этом влияние последнего фактора продолжает расти. В добыче полезных ископаемых также растет влияние на ограничение роста производства фактора недостаточного спроса на внешнем рынке, изношенность и отсутствие оборудования, недостаток финансовых средств.

К этим выводам Росстата добавим, что в обработке недостаточный внутренний спрос не только остался главным барьером для роста, но и относительно марта прошлого года этот фактор вырос внушительнее, чем другие «стреноживающие» развитие причины.

Кстати, и в добыче полезных ископаемых недостаточный спрос на внутреннем рынке среди причин сдерживания производства тоже резво вырос по сравнению с мартом прошлого года, выдвинувшись на первые роли. Учитывая следующую по технологической цепочке отопительно-осветительную значимость добычи, можно полагать, что ей не повезло и с не по сезону теплой погодой.

Обобщим в заключение. Индекс предпринимательской уверенности в добыче полезных ископаемых вырос в марте относительно февраля на 2 п.п., но стал худшим мартовским показателем с 2011 г. Ровно то же и в отношении обрабатывающих производств. Но это без учета сезонной составляющей. А без нее сложно судить, сколь сильно в марте повлияли вышеназванные внешние угрозы на российскую промышленность.

Так вот, с исключением сезонного фактора, по соответствующей инфографике Росстата, и в добыче полезных ископаемых, и в обрабатывающих производствах индекс предпринимательской уверенности подрос. Более конкретно относительно обработки рекомендуем ознакомиться с представленной таблицей и непременно — со второй сноской под ней.

О возможных сценариях дальнейшего развития событий для отечественной промышленности и экономики в целом — см. «После февральского успеха...» на с. 01.

Индекс предпринимательской уверенности в обрабатывающих производствах по России и отдельным странам*, %

Страна

12.2013

02.2014

Россия**

–3,8

–4,1

Австрия

–3,6

–2,9

Бельгия

–6,3

–2,9

Великобритания

8,8

6,0

Венгрия

5,6

6,7

Германия

1,0

0,1

Греция

–10,6

–7,1

Дания

4,8

5,7

Испания

–8,8

–8,1

Италия

–5,7

–4,8

Люксембург

–31,1

–30,5

Нидерланды

–3,5

–3,2

Польша

–15,0

–12,6

Португалия

–7,4

–8,3

Словакия

–0,8

–4,7

Финляндия

–6,1

–7,2

Франция

–7,2

–6,8

Чехия

1,2

1,6

Швеция

–1,4

–4,3

* По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (кроме России) с учетом сезонной корректировки.

** По России сезонная корректировка осуществлена с помощью программы «DEMETRA 2.2.». При поступлении новых данных статистических наблюдений информация может быть уточнена. За март 2014 г. индекс предпринимательской уверенности составляет –3,4%.

ИСТОЧНИК: Росстат