Постепенно, в несколько этапов начнут действовать поправки в Гражданский кодекс РФ, касающиеся регулирования прав на результаты интеллектуальной собственности. Первые новшества заработают уже с 1 июля этого года, вторая порция поправок станет обязательна с октября, а полностью изменения вступят в силу с 1 января 2015 г. В результате в ГК РФ появятся положения о залоге исключительных прав, безвозмездной публичной передаче исключительных прав неопределенному кругу лиц, конкретизируются особенности регистрации результатов интеллектуальной собственности и средств индивидуализации и многое другое.
Преображение Гражданского кодекса РФ стремительно приближается к окончанию — на днях Президент подписал очередной пакет поправок, который на этот раз касается регулирования в области интеллектуальной собственности и вносит изменения в четвертую часть ГК РФ (Федеральный закон от 12.03.2014 № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 35-ФЗ)).
Разработчики концепции гражданского законодательства подчеркивали, что изначально поправки в четвертую часть ГК РФ не планировалось вносить вообще (см. «ЭЖ», 2014, № 08, с. 14). Ведь эта часть — самая молодая, она начала действовать лишь в 2008 г. (ст. 1 Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ), а для экономической конституции страны это, очевидно, несерьезный срок. Однако в ходе работы над остальными частями Кодекса стало ясно, что без корректировки положений об интеллектуальной собственности не обойтись.
На сегодняшний день рассмотрение и одобрение в Госдуме прошли шесть из девяти частей масштабного законопроекта № 47538-6:
■ общие положения — добросовестность, госрегистрация прав (см. «ЭЖ», 2013, № 01, с. 10);
■ сделки и представительство (см. «ЭЖ», 2013, № 19, с. 07);
■ объекты гражданских прав (см. «ЭЖ», 2013, № 27, с. 07, 12);
■ международное частное право (см. «ЭЖ», 2013, № 36, с. 07);
■ залог и перемена лиц в обязательствах (см. «ЭЖ», 2014, № 03, с. 14);
■ интеллектуальная собственность (Закон № 35-ФЗ).
Остались самые спорные поправки, касающиеся отдельных видов обязательств, вещного права и положений о юридических лицах.
Залог исключительных прав будет прямо предусмотрен в законе
Самой первой вступит в силу ст. 1 Закона № 35-ФЗ, которая закрепит новый предмет договора залога — исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Правда, стоит сказать, что данное изменение, по сути, не является революционным. Ведь в общих положениях ГК РФ закреплено, что предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования). Исключение составляют лишь имущество, изъятое из оборота, требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в частности требования об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иные права, уступка которых другому лицу запрещена законом (п. 1 ст. 336 ГК РФ).
Более того, в п. 12 совместного постановления Пленума ВС РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» сказано, что допускается распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации путем залога. Залоговые отношения при этом регулируются нормами права о залоге, если это не противоречит специфике предмета — исключительному праву.
Однако конкретизированное регулирование залога исключительных прав в настоящее время в ГК отсутствует. Этот пробел призвана восполнить новая ст. 358.18 «Залог исключительных прав». Новеллой этой нормы является урегулирование вопроса о том, какими положениями регулируется залог исключительных прав. Если речь идет об исключительном праве на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, то к таким отношениям применяются общие положения о залоге. Если же мы имеем дело с залогом прав по договору об отчуждении исключительных прав и по лицензионному (сублицензионному) договору, то следует применять нормы о залоге обязательственных прав, которые, кстати, были приняты не так давно и пока не вступили в силу. Они начнут действовать с 1 июля 2014 г., вместе с упомянутой ст. 358.18 ГК РФ.
Кроме того, Закон № 35-ФЗ закрепил особенности использования и распоряжения исключительными правами, которые выступают предметом залога. Так, по договору залога исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации залогодатель в течение срока действия этого договора без согласия залогодержателя вправе использовать такой результат интеллектуальной деятельности или такое средство индивидуализации и распоряжаться исключительным правом на такой результат или на такое средство, за исключением случая отчуждения исключительного права, если договором не предусмотрено иное. Залогодатель не вправе отчуждать исключительное право без согласия залогодержателя, если иное не предусмотрено договором (п. 3 ст. 358.18 ГК РФ в ред. Закона № 35-ФЗ).
Сейчас похожее положение содержится в п. 5 ст. 1233 ГК РФ. Однако оговорки о запрете распоряжения предметом залога в виде его отчуждения в этой норме нет.
Правообладатель может быть щедрым в отношении неопределенного круга лиц
Закон № 35-ФЗ вводит новую процедуру публичного заявления правообладателя о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать принадлежащее ему произведение науки, литературы или искусства либо объект смежных прав на определенных правообладателем условиях и в течение указанного им срока (п. 5 ст. 1233 ГК РФ в ред. Закона № 35-ФЗ). В течение этого срока любое лицо вправе использовать данное произведение или данный объект смежных прав на определенных правообладателем условиях.
Заявление делается путем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в Интернете. Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за размещение соответствующих заявлений, а также порядок и условия их размещения должно будет определить Правительство РФ.
Заявление должно содержать сведения, позволяющие идентифицировать правообладателя и принадлежащие ему произведение или объект смежных прав.
Если в заявлении не будет указан срок, на который предоставляется право неопределенному кругу лиц, или не указана территория, на которой оно действует, то по умолчанию такой срок будет считаться равным пяти годам, а под территорией, на которой предоставлено такое право для безвозмездного использования, будет пониматься территория Российской Федерации.
При этом в течение срока действия заявление не может быть отозвано и предусмотренные в нем условия использования не могут быть ограничены.
Однако правообладатель не сможет опубликовать публичное заявление о предоставлении возможности использовать произведение или объект смежных прав, если имеется действующий лицензионный договор, по которому предоставляется исключительная лицензия на использование произведения или объекта смежных прав в тех же пределах, что указаны в заявлении.
В случае, если правообладатель осуществляет данные действия при наличии действующего лицензионного договора, по которому предоставляется возмездная неисключительная лицензия на использование произведения или объекта смежных прав в тех же пределах, действие такого договора прекращается. Правообладатель, сделавший соответствующее заявление при наличии действующего лицензионного договора, должен возместить убытки, причиненные лицензиату. Но даже учитывая возможность взыскания убытков, очевидно, что новое право правообладателя может стать камнем преткновения в отношениях с лицензиатами.
Автор или иной правообладатель в случае, если исключительное право на произведение или на объект смежных прав нарушено неправомерным размещением заявления, сделанного в соответствии с настоящим пунктом, вправе требовать применения к нарушителю мер защиты исключительного права (ст. 1252 ГК РФ). Положения о публичном заявлении не будут применяться к открытым лицензиям. Эти нормы вступят в силу с 1 января 2015 г.
Товарный знак с государственным гербом правовой охраны не получит
С 1 октября 2014 г. в Гражданском кодексе РФ появится новая статья 1231.1 «Объекты, включающие официальные символы, наименования и отличительные знаки». В ней предусмотрено, что правовая охрана в качестве промышленного образца или средства индивидуализации не предоставляется объектам, включающим, воспроизводящим или имитирующим официальные символы, наименования и отличительные знаки либо их узнаваемые части:
■ государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
■ сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их флаги, гербы, другие символы и знаки;
■ официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия.
Перечисленные официальные символы, наименования и отличительные знаки, их узнаваемые части или имитации могут быть включены в промышленный образец или средство индивидуализации в качестве неохраняемого элемента, если на это имеется согласие соответствующего компетентного государственного органа, органа международной или межправительственной организации.
Отметим, что еще в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 26.04.2007 № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» было разъяснено, что в соответствии с законом Российской Федерации объектами авторского права не являются:
■ официальные документы (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
■ государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);
■ произведения народного творчества;
■ сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (например, сообщения о новостях дня, расписания движения транспортных средств).
Правда, приведенные выше разъяснения касались практики рассмотрения уголовных дел по вопросу привлечения к ответственности по ст. 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав» и были адресованы лишь судам общей юрисдикции, однако это наглядно показывает, что вывод об отсутствии правовой охраны перечисленных объектов на практике уже работал.
Понятие коммерческой тайны изменится, но не сильно
Закон № 35-ФЗ вносит поправки также в Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон о коммерческой тайне).
В частности, изменится формулировка предмета регулирования данного закона. Сейчас он обозначен как отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау) (ст. 1 Закона о коммерческой тайне, см. также материал на с. 11).
Правда, новая формулировка отличается от ныне действующей несущественно, и звучит следующим образом: отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. При том, что под ноу-хау (секретом производства) ГК РФ как раз и понимает информацию, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам (ст. 1465 ГК РФ).
Закон о коммерческой тайне пополнится также перечнем прав обладателя информации, составляющей коммерческую тайну (ст. 6.1 Закона в ред. Закона № 35-ФЗ).
Такие права возникают с момента установления обладателем информации в отношении этой информации режима коммерческой тайны. К ним относятся:
■ право устанавливать, изменять, отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с настоящим Федеральным законом и гражданско-правовым договором;
■ право использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации;
■ право разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации;
■ право требовать от юридических лиц, физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;
■ право требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, совершенных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации;
■ право защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.
Также в Законе о коммерческой тайне будут закреплены меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в рамках трудовых отношений, права и обязанности работника и работодателя, направленные на охрану конфиденциальности таких сведений (ст. 11).
Поправки в Закон о коммерческой тайне вступят в силу, как и большая часть Закона № 35-ФЗ, с 1 октября 2014 г.