Новые нормы в сфере регулирования закупок отдельными видами юридических лиц вступили в силу 23 марта. С этой даты утверждать положение о закупке вправе общее собрание акционеров в акционерных обществах с госучастием. Полномочия органов отдельных видов ООО также расширены: утверждать положение о закупке может не только общее собрание участников, но и коллегиальный исполнительный орган при наделении его такой компетенцией уставом.
23 марта 2014 г. в силу вступили изменения в порядок утверждения положения о закупке отдельными видами юридических лиц (далее — положение о закупке). Поправки содержатся в Федеральном законе от 12.03.2014 № 26-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“».
К названным отдельным видам юридических лиц относятся те, в уставном капитале которых доля РФ, ее субъектов или муниципальных образований в совокупности превышает 50%, а также дочерние общества таких юридических лиц (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», далее — Закон № 223-ФЗ).
Напомним, что сейчас положение о закупке утверждается (ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ):
■ высшим органом управления госкорпорации или госкомпании в случае, если они выступают заказчиками;
■ руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает ГУП или МУП;
■ наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если оно выступает заказчиком;
■ органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в случае, если заказчиком выступает государственное (муниципальное) бюджетное учреждение;
■ советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, или коллегиальным исполнительным органом такого акционерного общества в случае, если уставом хозяйственного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров хозяйственного общества;
■ общим собранием участников общества в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью (ООО).
Законодатели преобразовали порядок утверждения положения о закупке в последних двух случаях — когда заказчиками выступают акционерные общества и ООО.
Так, в акционерных обществах данное положение теперь может утверждать общее собрание акционеров в том случае, когда в обществе нет коллегиального исполнительного органа. До сих пор у акционерных обществ, в которых доля госучастия превышает 50%, не было возможности осуществлять закупки без создания коллегиального исполнительного органа. Ведь именно он уполномочен был утверждать положение о закупке (ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). В то время как образование совета директоров или коллегиального исполнительного органа для акционерного общества не обязательно. Руководство обществом может осуществлять и генеральный директор единолично, а наиболее важные вопросы вместо совета директоров может решать общее собрание акционеров (п. 1 ст. 64, п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Именно поэтому были внесены соответствующие поправки в Закон № 223-ФЗ; теперь общее собрание акционеров в таких обществах законно сможет утверждать положение о закупке без создания коллегиального исполнительного органа.
Для ООО, в которых доля госучастия более половины, перечень уполномоченных утверждать положение о закупке органов также расширен. Положение сможет утверждать не только общее собрание участников общества, как это было ранее, но и совет директоров (наблюдательный совет) общества или коллегиальный исполнительный орган. Соответствующее полномочие им должно быть предоставлено уставом ООО.
Напомним, что в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона № 223-ФЗ (то есть после 1 января 2012 г.) заказчики, за исключением некоторых категорий, не разместили в порядке, установленном Законом № 223-ФЗ, утвержденное положение о закупке, они при закупке руководствуются положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения утвержденного положения о закупке.