Российское законодательство в настоящее время не содержит понятия опционного договора. Между тем работодатели для повышения мотивации топовых работников часто используют механизм опционных программ, реализуя таким работникам акции или доли в уставном капитале компании по заранее установленной цене при наступлении определенных договором условий. Для того чтобы процесс заключения опционных договоров с работниками не представлял юридических проблем, предлагается внести изменения в корпоративное и трудовое законодательство.
Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный Минкомсвязи России, предлагает внести изменения в федеральные законы от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в Трудовой кодекс РФ. В этих нормативных актах предлагается закрепить возможность заключения опционного договора между работником и работодателем — хозяйственным обществом. В настоящее время на едином портале для размещения информации о разработке нормативных правовых актов www.regulation.gov.ru идет публичное обсуждение предложенного законопроекта. Оно продлится до 6 апреля 2014 г. включительно, свои замечания к проекту можно направлять по адресу электронной почты i.chukalin@minsvyaz.ru.
Несмотря на отсутствие правового механизма, работодатели и сейчас заключают опционные договоры с работниками. Речь в основном идет о ключевых, топовых работниках, в которых работодатель заинтересован в значительной степени. Такой договор предусматривает обязанность работодателя продать работнику свои акции или доли в своем уставном капитале в количестве и по цене, заранее определенным в договоре, при наступлении условий опционной программы. Условиями могут быть, например, работа у данного работодателя в течение определенного периода, достижение компанией определенных показателей и т.п.
Проблема на сегодняшний день заключается в том, что регулирование уже существующих на практике опционных договоров с работниками в законе до сих пор отсутствует. И поэтому, как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, организации вынуждены структурировать свои опционные программы в иностранных юрисдикциях или использовать сложные юридические конструкции. А это требует дополнительных издержек и иногда снижает гарантии реализации работниками опционов.
Для реализации акций АО необходимо будет решение общего собрания
Федеральным законом от 26.12.95 № 208-ФЗ установлен механизм реализации акционерным обществом выкупленных акций. Из общего правила предлагается сделать исключение и предусмотреть возможность реализовать приобретенные акции работникам. Но для того чтобы общество имело возможность производить подобные действия, это необходимо будет предусмотреть в уставе. Причем реализацию планируется допускать на льготной или безвозмездной основе. Порядок реализации акций, а также условия заключения договора с работниками должны будут определяться общим собранием акционеров общества или решением совета директоров.
Предлагается установить запрет на передачу прав по таким договорам, если иное не будет предусмотрено договорами для случаев универсального правопреемства. Таким образом, работник не сможет уступить право приобретения акций (долей) третьим лицам. И это вполне логично, поскольку данная преференция предлагается работодателем конкретному работнику, за его конкретные заслуги или с расчетом на них.
В договоре можно будет предусмотреть возможность приобретения акций и бывшим работником. Видимо, для того, чтобы работодатель включил такое условие в текст договора, заинтересованность в работнике должна быть очень серьезная.
Для реализации долей в ООО работникам необходимо будет единогласное решение участников
Аналогичные правила планируется установить и для обществ с ограниченной ответственностью, сделав исключение в отношении распределения долей, принадлежащих обществу. При этом для реализации обществом работникам долей в уставном капитале предполагается наличие решения общего собрания участников ООО, принятого единогласно.
На реализацию работникам долей в уставном капитале не будет распространяться преимущественное право участников общества на покупку доли, а также не будет требоваться согласие других участников общества на совершение таких сделок.
Возможность приобретения работником акций (доли в уставном капитале) организации-работодателя должна стать стимулом для работника как для продолжения деятельности у конкретного работодателя, так и для эффективной работы для достижения работодателем высоких экономических показателей. Разумеется, работодатели будут заключать (и заключают сейчас) опционные договоры только с теми работниками, в которых они заинтересованы, поскольку такое поощрение работников — это не обязанность, а право работодателя.
Возможность заключения опционных договоров планируется закрепить и в ст. 191 ТК РФ, в качестве поощрения за труд. Это положение вносится в целях стимулирования работников к добросовестному продолжительному труду у данного работодателя и достижению определенных работодателем значений показателей результативности (эффективности). При этом предлагается реализацию предоставленного работникам права приобретения долей в уставном капитале (акций) на льготной основе по соглашению сторон заменять выплатой в денежной форме.
к сведению
Некоторые российские компании применяют в своей практике опционные программы, но все же такие методы поощрения сотрудников являются скорее исключением, нежели правилом. Потому и вычленить проблемы реализации таких программ на основе судебной практики проблематично — ее недостаточно для этой цели. Споры, которые требуют рассмотрения судом, в основном касаются побочных вопросов, например, принятия решения о заключении опционного соглашения с членом совета директоров акционерного общества не общим собранием акционеров, как того требует закон, а единоличным исполнительным органом (Определение ВАС РФ от 29.11.2010 № ВАС-15793/10 по делу № А06-7624/2009). Аналогичные споры возникают, когда решение о дополнительном материальном стимулировании членов совета директоров принимает сам совет директоров, например, путем дополнения перечня работников, на которых распространяется программа долгосрочного поощрения (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2013 по делу № А56-52257/2011). В обоих случаях судьи признают спорные решения недействительными.