Несколько номеров назад «ЭЖ» рассказала об изменении роли СFO и его значении в стратегическом управлении компаниями европейских стран (см. № 02, 05, 2014 г.). Но аналогичные процессы идут и в российских компаниях. Что это за процессы и в каких конкретных действиях они проявляются? Чего ждет менеджмент от финансистов? Своим опытом делится Александр Обермейстер, директор по планированию и управленческой отчетности АФК «Система», СМА.
Для компаний важно, чтобы финансисты могли сказать, как сделать бизнес успешнее. Руководству и акционерам, иногда настроенным излишне оптимистично, важен критичный взгляд на бизнес и его окружение, понимание рисков как возможностей, а не препятствий. Реальная помощь финансистов в решении бизнес-задач меняет, усложняет их роль, и со временем они могут стать полноценными партнерами других бизнес-подразделений. Путь этот непростой.
От бухгалтера к партнеру по бизнесу
В большинстве компаний финансовые функции организованы традиционно, и основные усилия сотрудников направлены на поддержание бухгалтерского, налогового и финансового учета, обработку транзакций:транзакции — 65%; поддержка решений — 12%; контроль и риск-менеджмент — 19%; управление функцией — 4%. Поэтому в структуре функций финансового блока, как показывают наши исследования, главное место занимают учет и обработка транзакций.
Если же финансовый блок отвечает только за «финансовые» вопросы и не участвует в принятии операционных решений, роль CFO в управлении компании ограничена. Да и руководители в такой ситуации не спешат обращаться к ним за помощью. Вот мнения некоторых таких директоров: «С операционными показателями мы разберемся, ваше дело — финансирование…» или «Что вы к нам лезете, занимайтесь лучше убыточными активами». А менеджмент воспринимает финансистов примерно так: «Если бы вы были экспертами, тогда с вами можно было бы обсуждать бизнес, а так…»
Тем не менее при выполнении реальных задач бизнеса финансисты помогают устанавливать связи с банками, инвесторами, их привлекают к разработке KPI для бизнеса и мониторингу финансовой дисциплины, контролю за их выполнением. Кроме того, финансистов постепенно привлекают к участию в принятии операционных решений, а также отдельных решений по стратегии и бюджетированию. При этом финансисты становятся активными наблюдателями, начинают вникать в бизнес.
В ряде компаний наблюдается тренд на усиление роли CFO в управлении компанией — от «отвечающего» за «управление денежными средствами», «вопросов с налоговой» до «руководителя, принимающего участие в решении фактически всех вопросов управления компанией». При этом CFO становится:
■ инициатором и проводником единого «языка» в компании (основные цели компании, терминология, КПЭ, дерево целей и т.д.);
■ ответственным за единообразие целей для различных подразделений в целом, приводящим к выполнению основных целей компании.
Такие изменения требуют определенных усилий и конкретных действий со стороны руководителя и специалистов финансового подразделения. И не всегда понятно, как и с чего начать.
Приведу пример из практики.
В одной компании вновь пришедшему главному бухгалтеру директор объяснил его обычные функции и сказал, чтобы он его не тревожил, делал свою работу и не отвлекал директора.
Поскольку до этой работы главный бухгалтер окончил курсы CFO, то он дополнительно сделал для директора финансовый анализ и подал его вместе с отчетностью. Директор внимательно изучил его и попросил делать такой анализ регулярно. Бухгалтер проявил инициативу и сделал то, чего не требовалось от него как от профессионала, и с тех пор стал не только главным бухгалтером, но и советником директора.
Для партнерства, конечно, нужно приложить больше усилий и наладить взаимодействие со всем бизнес-подразделениями.
Чего ждут от финансистов
Вместе с тем наблюдается тренд роста финансовой грамотности/дисциплины высших руководителей компании, без чего современная компания в условиях рынка несостоятельна.
Тем не менее топ-менеджеры склонны часто рисовать красивые картинки и радужные перспективы бизнеса на пятилетнюю перспективу. Притом что генеральные директора, как правило, меняются каждые три года. Поэтому финансовому директору нужно быть предельно внимательным и оценивать текущие финансовые результаты бизнеса. Ведь акционерам важно знать, зачем он им нужен.
Для такого обоснования финансовый директор должен представить «здоровую» бизнес-модель, показать на цифрах, каким образом можно получить финансовый результат.
Кроме того, руководству компании нужны эффективные инвестиционные проекты, поэтому в сферу ответственности CFO они включают задачи мониторинга рентабельности инвестиций.
С целью снижения рисков и лучшей управляемости бизнеса финансисты выделяют, например, две области — ядро бизнеса, которое уже существует и генерирует стоимость, и другие проекты как дополнительные возможности.
Предоставляя финансовую отчетность, финансовые директора и специалисты часто не понимают, что стоит за цифрами в отчетах. Из-за того что их не всегда привлекают к бизнесу, они оказываются немного в стороне.
Финансовым директорам прежде всего нужно изменить взгляд на свою работу, доказать свою способность участвовать в решении сложных задач компании. Это сегодня самое главное. Ведь от них требуется не просто активность, а активность, подкрепленная определенными компетенциями, в том числе для защиты интересов акционеров, сохранения активов бизнеса.
Финансовый директор должен разбираться в бизнесе, чтобы говорить на одном языке со специалистами других подразделений, проявлять свою активность в конкретных действиях. Только в этом случае другие подразделения воспримут его серьезно. Важными являются и навыки финансового директора:
■ отстаивать свое независимое мнение;
■ выявлять и оценивать скрытые издержки;
■ скептически относится к преимуществам в сфере синергии при приобретении новых активов (включая экономию средств).
Основные направления работы ФД
Для конструктивного взаимодействия финансистов с другими подразделеними необходимо прояснить, в чем состоят главные цель и роль CFO в управлении компанией — в «соблюдении процедур» или «выполнении указаний», в «исполнении целей» или «достижении показателей чистой прибыли» и других показателей или все это вместе? А может быть, приоритетов вообще нет и их нужно определить?
Как показывает практика, наилучшие результаты достигаются, когда обе стороны знают ожидания другой и общую цель. Одна из главных задач финансистов сегодня состоит в обеспечении роста и даже максимизации добавленной стоимости компании при эффективном использовании финансового анализа, контроллинга и влияния как бизнес-партнера.
В этой связи основными направлениями деятельности финансовых директоров становятся:
■ повышение операционной эффективности;
■ развитие контроллинговой функции;
■ налаживание партнерских отношений.
Для повышения операционной эффективности на практике руководству важно поставить цель, например увеличить стоимость компании в течение одного года. А в качестве ограничителя или условия достижения цели определить оптимальное сочетание между инвестициями в рост бизнеса и повышением операционной эффективности компании (рис. 1). И если финансовый директор понимает, что от него требуется, он охотно выполнит это.
При этом внимание акцентируется на максимизации операционного денежного потока в рамках одного года и повышении эффективности (в том числе за счет эффективных инвестиций). В данном случае речь идет о достижении стабильно увеличивающегося операционного денежного потока в течение следующих нескольких лет.
Выполнение контроллинговой функции требует от финансового директора глубокого понимания бизнеса и способов взаимодействия с другими подразделениями.
Четкая постановка задач, выявление проблемных областей, конкретизация проблемы и описание цели необходимо для получения желаемых результатов. Для контроллинга значение имеют три области, и для каждой из них нужно наладить выполнение соответствующих функций (рис. 2).
Основная цель в этой области состоит в осуществлении контроля выполнения КPI и мониторинга финансовых и операционных показателей. Это нужно также и для понимания всеми руководителями компании факторов, влияющих на развитие бизнеса и организации, а также на повышение эффективности деятельности.
По сути дела, CFO являются финансовыми контроллерами компании, ответственными за внедрение системы контроллинга, в том числе на дочерних предприятиях.
Практика показывает, что, как только финансовый директор завоюет авторитет, можно ожидать эффективной работы финансовой службы.
Наконец, для решения приведенных задач и оказания эффективной поддержки принятия решений CFO необходимо сформировать высокоэффективную команду сотрудников, играющую значительную роль в развитии партнерских отношений и управлении бизнесом (рис. 3).
Цели и задачи ФД в операционной эффективности (рисунок 1)
Проблемные области |
Что включает? |
Требования |
1. Сильные финансовые результаты текущего бизнеса |
|
«Здоровая» бизнес-модель является условием для развития/инвестиций |
2. Эффективные инвестиции |
Соответствие инвестиционным критериям эффективности |
Внимание на проектах, показывающих возврат денежного потока в ближайшие сроки |
3. Понимание бизнеса — наличие операционной модели (компании/дочерних предприятий) |
Динамика ключевых операционных показателей в привязке с финансовыми показателями |
|
4. Приобретение новых активов |
|
|
5. Возврат средств |
Возврат инвестиций |
Рост дивидендного потока |
Сферы внимания ФД в области контроллинга (рисунок 2)
Проблемные области |
Описание проблемы |
Требования |
1. Поздняя и низкая оперативность информации |
Растянутость во времени. Мониторинг осуществляется на данных бухгалтерского учета, которые готовы только к концу месяца/квартала |
Получение оперативной информации каждый день, а отчет за месяц — максимум в пределах трех дней следующего месяца |
2. Недостаточное понимание бизнеса |
|
|
3. Корпоративное управление |
Различия стандартов, процедур внутри компании (между разными подразделениями) |
|
Формирование эффективной команды финансистов (рисунок 3)
Проблемы |
Задачи |
Требования |
Понимание финансовыми менеджерами сути бизнеса |
Для оказания поддержки и содействия бизнес-команде в принятии правильных решений со стороны CFO наладить внутри компании рабочие взаимоотношения с операционными руководителями |
|
Обеспечение эффективной поддержки принятия решений |
|
|
Технология формирования бюджета дочернего предприятия с учетом целей развития головной компании
Чем больше финансисты во главе с финансовым директором проявляют активности в решении бизнес-задач, тем легче наладить конструктивное взаимодействие с другими подразделениями. Как складывается такое партнерство и в какой форме оно осуществляется, покажем на примере акционерной компании с дочерним предприятием (ДП).
Все началось с утверждения глобальной стратегии материнской компании с учетом развития экономики. В начале года определили индикаторы. А для понимания направления развития стратегии ДП, как оно будет отвечать на запросы и ожидания компании, провели стратегическую сессию.
В компании целевые значения бизнеса на 2014 г. установили в марте 2013 г. Для понимания перспектив развития проводится стратегическая сессия по обсуждению направлений развития в рамках того, что хотят видеть акционеры.
По результатам сессии составляются протоколы и первый вариант финансовой модели, который ляжет в основу составления бюджета. После определения способов достижения поставленных на следующий год целей разрабатывается окончательный вариант модели со всеми ее параметрами. Такая модель дает представление о достигаемом уровне и возможных сценариях развития с указанием наиболее вероятного.
При формировании основных требований к развитию бизнеса дочернего предприятия компания определяет для него цели, например повышение эффективности и генерация денежного потока при сохранении роста бизнеса (в зависимости от ситуации в отрасли) (см. табл. 1).
Для достижения поставленной цели в самом ДП разрабатываются различные сценарии развития, отвечающие на вопрос компании: «Что будет с бизнесом, если произойдут те или иные изменения?» Для обоснования инвестиционных проектов важно показать, как будут развиваться основной бизнес и бизнес, в который вкладываются инвестиции.
При формировании бюджетов ДП определяются ожидания относительно того или иного бизнеса в виде показателей верхнего уровня (КСП). В них могут быть заложены отраслевые, общие и индивидуальные показатели для компании. С целью их выполнения менеджменту задаются десять инициатив как ожидания для ведения конкретного разговора с финансовым директором.
В составе бюджета рассматривается также операционная модель для понимания развития бизнеса на отдаленную перспективу и в течение определенного периода (см. табл. 2). Конкретизация приведенных пунктов зависит от отрасли, в которой работает компания.
С целью повышения операционной эффективности задаются целевые предпосылки по ключевым драйверам (см. табл. 3).
Для оценки оперативной деятельности используется показатель свободного денежного потока с его основными драйверами (см. табл. 4).
Кроме того, разрабатывается «здоровая» бизнес-модель, включающая текущий бизнес и новые инвестиционные проекты/инициативы. В рамках подготовки бюджета компании бюджеты ДП рассматриваются раздельно по текущему бизнесу и новым инвестиционным проектам/инициативам (см. табл. 5).
Наконец, операционная модель рассматривается в рамках бюджетирования. Опыт показывает, что только отчетности и бюджета недостаточно. При получении отчета сразу же нужно требовать видение развития бизнеса на какой-то обозримый период, например на полгода, чтобы своевременно оценить риски.
Основные требования к развитию бизнеса ДП (таблица 1)
Ключевые требования |
Отражение в бюджете |
I. Рост стоимости ДП II. (ΔNAV) ≥ CoE (стоимость капитала) |
· Темп роста выручки опережает темп роста затрат · Повышение операционной эффективности Увеличение свободного денежного потока |
II. Наличие «здоровой» бизнес-модели |
|
III. Обоснованность инвестиционных проектов |
|
Требования к бюджету (таблица 2)
Ключевые требования |
Отражение в бюджете |
Ключевые стратегические показатели (КСП) |
Соответствие бюджета КСП |
Цели менеджмента |
Десять итоговых бизнес-инициатив (пять основных и пять второстепенных) |
Текущий бизнес / новые инвестиции |
Бюджеты ДП представляются раздельно по текущему бизнесу и новым инвестиционным проектам/инициативам |
Операционная модель |
Связь ключевых операционных показателей с финансовыми |
Дивиденды |
|
Управление долгом |
|
Направления повышения операционной эффективности (таблица 3)
Ключевые драйверы |
Целевые предпосылки в бюджете ДП |
Необходимая детализация в бюджете ДП |
Выручка |
Выше рынка/инфляции |
Операционные драйверыДоходы от дополнительных бизнесов |
Себестоимость |
Снижение доли затрат в выручке |
Операционные драйверыДополнительные меры по оптимизации |
Валовая маржа, % |
Выше уровня, достигнутого в прошлом году |
|
Коммерческие расходы |
Снижение доли затрат в выручке |
В разбивке по основным статьям, в том числе расходы на персонал, аренду, безопасность, аудит и консалтинг, IT, маркетинговые расходы |
Административно-управленческие расходы |
Рост меньше 50% инфляции | |
EBITDA |
Не ниже уровня предыдущего периода |
|
Увеличение свободного денежного потока (таблица 4)
Ключевые драйверы |
Целевые предпосылки в бюджете ДП |
Необходимая детализация в бюджете ДП |
EBITDA |
Выше уровня, достигнутого в прошлом периоде |
Операционные драйверы |
Оборотный капитал (WC) |
|
Коэффициенты оборачиваемости оборотных активов |
Финансирование инвестиций только за счет поступлений от основной деятельности |
Поддерживающие инвестиции в активы:
|
|
Отсутствует финансирование со стороны головной компании |
Выше уровня, достингутого в прошлом периоде |
|
Ожидания от текущего бизнеса и инвестиционных проектов (таблица 5)
|
Ожидания |
Комментарии |
Текущий бизнес |
|
|
+ | ||
Новые проекты/инициативы |
|
Бюджетирование каждого проекта/инициативы c объемом инвестиций выше определенного порога (отдельно устанавливается для каждого ДП) в разрезе тех же статей, что и для текущего бизнеса |