Сбербанк и ЦБ РФ заменят Visa и MasterCard

| статьи | печать

Законопроект о национальной платежной системе (НПС), который был написан давно, теперь пришел в Госдуме в энергичное движение. Во вторник, 2 апреля, его рассмотрел профильный комитет по финансовым рынкам — и рекомендовал к принятию в первом чтении в пятницу, 4 апреля; одновременно комитет решил, что поправки к законопроекту будут собираться до 19 апреля. Так ускоряется создание замены американским платежным сис­темам.

Депутаты Государственной думы готовы защищать российскую финансовую систему от санкций, введенных США из-за присо­единения Крыма к России. Одним из объектов американских санкций и единственным юридическим лицом в списке стал банк «Россия». Международные платежные сис­темы Visa и MasterCard прекратили обслуживать карточки «России», а сам банк объявил, что останавливает международные операции и сосредоточивается исключительно на российском рынке и на национальной валюте. Президент Владимир Путин поспешил в знак поддержки открыть в банке «Россия» счет.

Депутаты рассудили, что вовсе без системы платежей страна обходиться не может, а сейчас значительная часть процессинга пластиковых карт (85%, по данным депутата Натальи Бурыкиной) приходится на международные платежные системы, что может угрожать национальной безопасности, если, например, США решат ужес­точить санкции.

Свою платежную систему в стране начинали создавать еще в девяностые годы прошлого века, законопроект о ­национальной платежной ­системе давно готов и ничего не мешает теперь его использовать.

Вообще-то создание НПС в России формально шло и в последние годы — это часть гигантского проекта универсальной электронной карты (УЭК). По идее правительства, УЭК должна была объединить несколько функций: платежного инструмента, медицинского и социального страховых полисов, средства получения государственных услуг и пр.

Сомнения в необходимости заниматься УЭК возникли, когда в правительстве и администрации президента стала популярна идея ввести для российских граждан электронные паспорта, которые, конечно, платежным инструментом не станут, но все необходимые данные аккумулировать смогут. И УЭК, в котором сначала участвовали или собирались участвовать многие финансовые институты, стал заботой фактически одного Сбербанка: у него в прямом и косвенном владении находится почти 75% ОАО «Универсальная электронная карта», оператора проекта. Карточек же выпущено за четыре года всего 300 000, то есть их получило всего чуть более 0,2% населения России. Стоимость проекта оценивалась при его начале в 150—170 млрд руб. — такую цифру называла тогдашняя министр экономичес­кого развития, а ныне председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

В отзыве Центрального банка на законопроект Думы об НПС — с этим отзывом до­кумент будет предложен к первому чтению — не говорится об УЭК; Центральный банк предлагает для НПС форму некоммерческого партнерства, в котором готов участвовать и сам, и приглашает к учас­тию максимально широкий круг финансовых институтов, в том числе, конечно, и Сбербанк, но, надо полагать, не на правах главного участника. ЦБ также считает, что в такой НПС должны участвовать и международные платежные системы. Внутрироссийские платежи, конечно, пойдут через процессинговые мощности НПС, а зарубежные транзакции в любом случае придется проводить через международные системы, так что логично их иметь в числе учредителей, но с небольшим формальным участием.

Схожей с ЦБ идеи придерживается и всячески пропагандирует ее президент ВТБ24 Михаил Задорнов. Разница между позицией М. Задорнова и позицией ЦБ состоит только в том, что президент ВТБ24 считает необходимым создавать коммерческую организацию с функцией НПС. По данным М. Задорнова, уже сейчас в России существуют платежные системы, объединяющие примерно по сотне банков каждая. Он считает не слишком сложным и дорогим установление защищенного межбанковского элект­ронного взаимодействия в масштабе всей российской финансовой системы; оно и послужит основой для НПС; а учас­тие ЦБ станет гарантией от каких бы то ни было преимуществ одной из финансовых организаций. М. Задорнов ссылается на опыт Китая и Японии, где удалось организовать независимые от международных платежных систем НПС; они формировались по описанному выше ­способу.

Аналитики полагают, что президентское указание означает, что УЭК, инфраструктура которой уже существует, хотя ее мощность и не соответствует задачам НПС, точно станет важнейшим участником ­проекта.

Рынок пластиковых карт в России


2009

2010

2011

2012

Количество пластиковых карт, тыс.

126 033

144 479

200 170

239 500

Операций, млн

2492

3175

4136

5900

Оборот, млрд руб.

10 069

13 013

16 909

23 800

Источник: ЦБ