Налоговые инспекторы традиционно считают, что операции, упомянутые в ст. 149 НК РФ, носят характер налоговых льгот. Следовательно, при камеральных проверках можно требовать у налогоплательщиков подтверждающие документы в отношении упомянутых операций (они отражаются в разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), операции, не признаваемые объектом налогообложения, операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации» налоговой декларации по НДС). Споры на эту тему давно переместились в судебную плоскость. Существует и знаковое постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12, разъяснившее суть налоговой льготы с точки зрения ст. 56 НК РФ. Однако налоговики не унимаются.
Суть дела
Общество представило в ИФНС декларацию по НДС за IV квартал 2012 г. В разделе 7 названной декларации были отражены операции по пяти кодам. ИФНС потребовала представить в десятидневный срок подтверждающие документы по этим операциям (см. табл.).
Таблица. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), отраженные в разделе 7 декларации по НДС
Код операции |
Норма ст. 149 НК РФ |
Сумма, руб |
Суть операции |
Требования инспекции |
1010251
|
Подпункт 17 п. 2
|
1 026 199
|
Реализация услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды регистрационных, лицензионных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами) |
Договоры, не представленные ранее; счета-фактуры; перечень услуг с указанием суммы сделки; платежные документы, подтверждающие оплату оказанных услуг
|
1010239
|
Подпункт 10 п. 2
|
31 000
|
Реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности
|
Договоры на оказанные услуги, не представленные ранее; счета-фактуры; платежные документы, подтверждающие оплату оказанных услуг (при отсутствии платежных документов указать, каким образом осуществляется оплата за услуги по предоставлению в пользование жилых помещений); документы, подтверждающие принадлежность обществу жилых помещений, предоставленных в пользование (если были представлены ранее, указать номер и дату); иные документы, подтверждающие правомерность использования вышеуказанной льготы по НДС |
1010292
|
Подпункт 15 п. 3
|
1 159 069
|
Операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО |
Договоры займов; налоговые и бухгалтерские регистры по начислению процентов; документы, подтверждающие перечисление денежных средств заемщику; документы, подтверждающие перечисление процентов, начисленных заимодавцу; расчет процентов начисленных |
1010258
|
Подпункт 26 п. 3
|
141 398
|
Операции по уступке (переуступке, приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов в денежной форме и (или) кредитных договоров, а также исполнению заемщиком обязательств перед каждым новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки |
Договоры, по предоставлению займов в денежной форме и (или) кредитные договоры, лежащие в основе договора уступки; перечень операций по исполнению заемщиком обязательств перед каждым новым кредитором, первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки; иные документы, подтверждающие правомерность использования вышеуказанной льготы по НДС
|
1010243
|
Подпункт 12 п. 2
|
34 200 042
|
Реализация долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах (ценных бумаг и инструментов срочных сделок, включая форвардные, фьючерсные, контракты, опционы |
Договоры купли-продажи на реализацию и приобретение долей, ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок (не представленные ранее); учредительные документы; счета-фактуры на реализацию и приобретение; акты приема-передачи на реализацию и приобретение; документы, подтверждающие оплату за реализацию и приобретение ценных бумаг (акций), подтверждение принадлежности обществу реализованной доли (ценных бумаг), расшифровок/(перечень) соответствующей строки бухгалтерского баланса на 31.12.2012 г.; документы, подтверждающие право собственности на ценные бумаги (акции), а именно: передаточные распоряжения, а также выписки из реестра владельцев акций; иные документы. подтверждающие правомерность использования вышеуказанной льготы по НДС |
Помимо этого, инспекторы потребовали расчет «входного» НДС от операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения) и подтверждение раздельного учета таких операций. Кроме того, были потребованы и другие пояснения и документы.
Общество посчитало неправомерным запрос на представление документов, относящихся к разделу 7 декларации, и не представило их. Инспекция привлекла общество к ответственности в размере 2800 руб. за 14 непредставленных документов по п. 1 ст. 126 НК РФ. Общество оспорило действия инспекции в суде и выиграло в первых двух инстанциях. Но в кассационной инстанции проиграло (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2014 по делу № А27-3819/2013).
Логика, которой руководствовались первая инстанция и апелляционный суд, принимая решения в пользу налогоплательщика, такова.
В силу п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Однако в данном случае ошибки, противоречия и несоответствия, допущенные обществом при составлении декларации, при проведении проверки не выявлены. Возражений по порядку оформления представленных документов у налогового органа также не имелось. Достоверность содержащихся в них сведений инспекция не оспаривала.
В рамках «камералки» инспекторы могут истребовать документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Именно на этом основании инспекция в данном случае потребовала представлении документов, подтверждающих правомерность отражения операций в разделе 7 декларации по НДС. По мнению налоговиков, эти операции носят характер льгот.
Льгота или нет?
Согласно ст. 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.
Суд отметил, что отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет НДС с операций, не подлежащих налогообложению, прямо предусмотрено ст. 149 НК РФ. Такая реализация, не признаваемая объектом обложения НДС, не учитывается при формировании налоговой базы по НДС, в то время как налоговые льготы согласно ст. 56 Кодекса применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков. Поэтому, по мнению суда, необходимо отграничивать льготы от случаев, когда не возникает объект налогообложения и, соответственно, налогоплательщик не обязан представлять в рамках проводимой камеральной налоговой проверки документы, подтверждающие правомерность отражения в разделе 7 указанных операций, не подлежащих налогообложению.
В данном случае апелляционная инстанция подтвердила вывод суда первой инстанции: операции, отражающиеся в разделе 7, не отвечают признакам льготы согласно ст. 56 НК РФ, что не предполагает по ним проверку первичных документов в рамках камеральной налоговой проверки. Суд подчеркнул, что эти выводы согласуются с позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12. По мнению апелляционного суда, данное Президиумом толкование ст. 56 НК РФ распространяется не только на ст. 146, но и на ст. 149 Кодекса.
Освобождение от НДС реализации земельных участков
Дело, которое рассмотрел Президиум ВАС РФ в постановлении от 18.09.2012 № 4517/12, касалось операций по реализации земельных участков, заявленных обществом в разделе 7 декларации по НДС (код 1010806).
Президиум ВАС РФ отметил, что в п. 2 ст. 146 НК РФ указаны операции, которые в целях главы 21 Кодекса не признаются объектом обложения, в частности, в силу подп. 6 п. 2 названной статьи не признаются объектом обложения НДС операции по реализации земельных участков (долей в них).
Иными словами, отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет НДС с таких операций прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу ст. 56 Кодекса не является льготой. Такая реализация, не признаваемая объектом обложения НДС, не учитывается при формировании налоговой базы по указанному налогу, в то время как налоговые льготы согласно ст. 56 Кодекса применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.
В результате Президиум ВАС РФ пришел к выводу: направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых НДС, противоречит нормам ст. 88 Кодекса.
Освобождение от НДС займов и реализации ноу-хау
Позиция, сформированная Президиумом ВАС РФ, неоднократно подтверждена в определениях высшего суда.
Так, в деле, по которому ВАС РФ вынес Определение от 12.11.2012 № ВАС-6809/12, инспекция истребовала у налогоплательщика документы в части подтверждения реализации по двум кодам операций, отражаемых в разделе 7 налоговой декларации по НДС:
— 1010292 — операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО;
— 1010256 — реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Тройка судей напомнила, что Президиум ВАС РФ 18.09.2012 рассмотрел дело № А65-9081/2011 Арбитражного суда Республики Татарстан о применении ст. 56 НК РФ к правоотношениям, связанным с применением главы 21 названного Кодекса, и принял постановление № 4517/12, размещенное в полном объеме на сайте ВАС РФ 05.11.2012, что позволяет обществу обратиться в суд в установленном порядке с заявлением о пересмотре судебных актов по новым обстоятельствам в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 312 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Дело действительно было пересмотрено по новым обстоятельствам (см. постановление ФАС Московского округа от 20.08.2013 по делу № А40-87461/11-99-409). Таким обстоятельством стала правовая позиция Президиума ВАС РФ о том, что отсутствие у налогоплательщика исчислять и уплачивать НДС в бюджет с операций, предусмотренных нормами НК, не является льготой.
В следующем деле Межрайонная ИФНС попыталась оспорить в надзорной инстанции решения трех нижестоящих судов, принятые в пользу налогоплательщика, но получила отказ (см. Определение ВАС РФ от 15.11.2012 № ВАС-8834/12).
В данном деле инспекция требовала подтверждающих документов по следующим операциям:
— 1010292 — операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО;
— 1010274 — реализация лома и отходов цветных металлов;
— 1010243 — реализация долей в уставном капитале (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок.
Как отмечено в данном Определении, выводы нижестоящих судов соответствуют позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 18.09.2012 № 4517/1 при рассмотрении спора со схожими с настоящим делом фактическими обстоятельствами.
Что касается займов, стоит также упомянуть недавнее Определение ВАС РФ от 31.01.2014 № ВАС-497/14. В этом деле инспекция посчитала, что освобождение операций займа в денежной форме от обложения НДС (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ) носит характер налоговой льготы.
Но судьи трех инстанций, сославшись на ст. 31, 56, 88, 93 и 149 НК РФ, указали, что направление обществу при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых НДС, противоречит положениям ст. 88 НК РФ, поскольку обязанность по их представлению вместе с налоговой декларацией не установлена.
С этой позицией согласилась и тройка судей, которая отказалась передавать дело в Президиум ВАС РФ.
Налоговики не вправе требовать неопределенный перечень первичных документов
Вернемся к нашему делу (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2014 по делу № А27-3819/2013).
Апелляционный суд подчеркнул, что глава 21 НК РФ не устанавливает обязанности налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с декларацией по НДС первичные документы в случае отражения в разделе 7 операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения). И при проведении камеральной проверки налоговики не вправе истребовать неопределенный перечень и состав первичных документов, относящихся к хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика. При изложенных обстоятельствах суд обоснованно посчитал неправомерным направление обществу требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых НДС, поскольку это противоречит нормам ст. 88 Кодекса.
Поскольку у налогового органа отсутствовали правовые основания для направления требования, привлечение к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление документов, незаконно.
Не принял апелляционный суд и ссылку налоговиков на Определение КС РФ от 04.06.2013 № 966-О, поскольку это Определение, по мнению арбитражных судей, не относится к спорным правоотношениям.
Нужно констатировать, что, принимая решения в пользу налогоплательщика, и суд первой инстанции, и апелляционный суд руководствовались нормами Налогового кодекса РФ и правовой позиций Президиума ВАС РФ, сформированной в постановлении от 18.09.2012 № 4517/12. Стоит также отметить, что тройка судей ВАС РФ, руководствуясь названной позицией, не признала налоговой льготой операции по двум из пяти спорных кодов (см. Определения ВАС РФ от 15.11.2012 № ВАС-8834/12 и от 31.01.2014 № ВАС-497/14):
— 1010292 — операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО;
— 1010243 — реализация долей в уставном капитале (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок.
Однако кассационная инстанция, вопреки логике и здравому смыслу, неожиданно заняла позицию налоговых органов.
Налогоплательщик в свою очередь обратился в надзорную инстанцию. Определением от 05.02.2014 № ВАС-1442/14 заявление общества о пересмотре судебного акта в порядке надзора, принято к производству. С учетом всех приведенных обстоятельств, на наш взгляд, у налогоплательщика есть шанс отстоять свою правоту в надзорной инстанции.