В начавшейся финансовой трехлетке сохраняется концентрация ресурсов бюджетной системы на федеральном уровне. Почти 23 000 муниципальных образований по-прежнему остаются на скудном пайке.
В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 г. и плановый период 2015—2016 гг.» центр концентрирует в текущем году 71,2% доходов всей бюджетной системы страны, в 2015 г. — 71,1%, в 2016 г. — 70,8%.
Регионов с дефицитом бюджета становится больше
Малая доля сконцентрированных в федеральном бюджете средств возвращается на места в виде межбюджетных трансфертов. В результате вслед за муниципалитетами обнищание грозит субъектам Федерации.
В 2013 г. количество регионов с дефицитом консолидированного бюджета увеличилось с 57 до 67. Концы с концами сводят только 16 субъектов РФ — столичные и другие мегаполисы, нефтегазодобывающие регионы и обслуживающие их соседи.
Ухудшение ситуации в экономике сильно ударило по периферии. По данным ФНС России, с 1 декабря 2012 г. по 1 августа 2013 г. число индивидуальных предпринимателей сократилось на 422 200 человек. Практически каждый десятый закрыл дело. Результат: 63 региона из 83 увеличили свой долг на 16%, в общей сложности до 351 млрд руб. Долг муниципалитетов вырос на 14%.
В большинстве региональных бюджетов недостаточно собственных доходов для обеспечения фактической сбалансированности региональных бюджетов, в том числе для оказания дополнительной финансовой помощи муниципальным образованиям, имеющим низкий уровень налогового потенциала, а также депрессивным муниципальным образованиям и моногородам. Суммарный дефицит региональных бюджетов в 2013 г. вырос до 460 млрд руб.
В настоящее время реальный баланс между доходами и расходами в территориальных бюджетах обеспечивается не за счет роста налоговых доходов, адекватных росту расходов, в том числе передаваемых с федерального уровня, а главным образом за счет федерального бюджета. Но и этот поток межбюджетных трансфертов из центра начинает «усыхать». В 2014 г. поступления из федерального бюджета в региональные бюджеты уменьшатся на 32,6 млрд руб., а в 2016 г. — на 33,8 млрд руб.
Ситуация усугубляется еще и тем, что существенно увеличивается в предстоящие три года нагрузка на региональные бюджеты, связанная с возвратом бюджетных кредитов. Объем возврата кредитов представлен в таблице. Предлагаемые меры решения бюджетных проблем исключительно путем выдачи дополнительных бюджетных кредитов не только не снизят долговое бремя субъектов РФ, но и значительно ухудшат ситуацию с исполнением бюджетов на региональном и муниципальном уровнях. Причем закон о федеральном бюджете не предусматривает возможность проведения в 2014—2016 гг. реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам.
Введение единого местного налога на недвижимость ожидается в 2015 г.
Посмотрим отдельно на местные финансы. По данным Минфина России, межбюджетные трансферты муниципальным бюджетам на финансовое обеспечение собственных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в 2012 г. составили 46,5% от общего расхода местных бюджетов. В абсолютных цифрах это 1,045 трлн руб. Такое вспоможение центра российской глубинке свидетельствует о том, что финансовое положение муниципальных образований в значительной степени зависит не от их собственных усилий, а от финансовых возможностей вышестоящих бюджетов, то есть от размеров межбюджетных трансфертов и отчислений от налоговых доходов, передаваемых местным бюджетам. Эффективность и обоснованность механизмов их распределения между бюджетами муниципальных образований — тема для отдельной публикации.
А сейчас вновь (в который раз!) надо констатировать, что в совокупности поступления в местные бюджеты от местных налогов составляют только несколько процентов от всего объема собственных доходов муниципалитетов: 4% от земельного налога и 0,5% от налога на имущество физических лиц.
Поселения вынуждены финансировать большинство расходных обязательств по остаточному принципу. При этом консолидированный объем доходов местных бюджетов в процентах к ВВП страны постоянно сокращается. Так, если в 1997 г. он составлял 10,9% к внутреннему валовому продукту, то в 2012 г. — только 5,1%.
Планируется введение с 2015 г. по регионам местного налога на недвижимость физических лиц, объединив земельный налог и налог на имущество физических лиц. Однако не определены адекватные льготы вместо действующих в настоящее время для социально уязвимых категорий граждан, что может значительно ухудшить их материальное положение.
Основная часть налоговых доходов местных бюджетов продолжает формироваться за счет отчислений от налога на доходы физических лиц, на администрирование которого органы местного самоуправления никакого влияния не оказывают. Между тем, согласно экспертным оценкам, в прошлом году поступление НДФЛ впервые превысило поступления от нефтегазовых доходов.
Поиск путей решения проблем перед общественными финансами неизбежен
В этом году снижается на 10% норматив отчислений от налога на доходы физических лиц, зачисляемого в доходы местных бюджетов, и одновременно увеличивается норматив отчислений от НДФЛ в доход бюджетов субъектов РФ (80%). Это связано с передачей с 1 января с местного на региональный уровень публичной власти полномочий по обеспечению государственных гарантий реализации прав на общедоступное и бесплатное образование в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг. Следует отметить, что передача указанных полномочий субъектам в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» должна увеличить расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и сократить расходы местных бюджетов на 112,6 млрд руб.
Следует также иметь в виду, что несбалансированность региональных и местных бюджетов может провоцироваться вследствие сокращения в 2014—2016 гг. на 5% расходов федерального бюджета, за исключением расходов на обеспечение публичных нормативных обязательств, реализацию указов Президента РФ от 7 мая 2012 г., предоставление трансфертов государственным внебюджетным фондам и других защищенных статей расходов федерального бюджета.
Структура и целевая направленность межбюджетных трансфертов показывают, что основную долю в них занимают средства, направляемые на обеспечение текущих расходов. Однако при сохранении преимущественной роли межбюджетных трансфертов текущего характера субъекты Федерации, имеющие низкий уровень экономического потенциала и зависимость от финансовой помощи из центра, по-прежнему не заинтересованы в самостоятельном экономическом развитии своих территорий.
Полагаем, что необходимо разработать меры по достижению оптимального баланса между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований и созданием стимулов для экономического роста территорий, а также увеличения налогового потенциала регионов и муниципалитетов и снижению уровня их дотационности.
Таким образом, становится очевидной необходимость дальнейшего поиска путей решения проблем, стоящих перед региональными и местными финансами в начавшейся бюджетной трехлетке.