Предложение Минэкономразвития о смягчении бюджетного правила воспламенило давний спор двух финансовых ведомств про то, как распоряжаться сверхплановыми, так сказать, нефтедолларами — откладывать их или сразу тратить. Не спорят члены правительства про то, отчего это в стране постоянно увеличваются статьи расходов, но никак не растут источники доходов.
Бюджетное правило подразумевает, что расходы бюджета формируются исходя из средней цены на нефть за прошедшие годы, а не на основе прогноза. Доходы же бюджета сверх расчетной цены направляются в Резервный фонд.
Изменить это правило, которое успешно действовало в России до кризиса 2008 г. и восстановить в правах которое настоятельно рекомендовали все приличные экономисты (что и было сделано), теперь пытается Минэкономразвития. Его поддержал, в частности, зампред правительства Игорь Шувалов. Как пишет газета «Ведомости», он аргументирует необходимость перемен тем, что «бюджет должен учитывать новые расходы, которые необходимы для развития Крыма... После появления нового региона население России выросло, и этот фактор должен быть учтен».
Минфин парирует: новые расходы можно финансировать «за счет оптимизации других госпрограмм, а на 2015 г. еще имеется резерв в 80 млрд руб. нераспределенных расходов» (цитата по «Ведомостям»).
Впрочем, аргументы сторон хорошо известны со времен окончания последнего кризиса. Настораживает то, что с тех пор не родилось не только новых доказательств — не явились новые источники доходов, практически не увеличился известный и недлинный перечень компаний-налогоплательщиков. Разговоры о диверсификации экономики — те же, призывы улучшать бизнес-климат — прежние, заклинания о нужности развивать малый и средний бизнес — старинные, мы их слышим последние десятилетия.