Значение индекса экономического настроения (ИЭН), который рассчитывают ученые ВШЭ, в I квартале нынешнего года снизилось до 97,1, что на 0,3 ниже его среднего долгосрочного уровня. Среди компонентов ИЭН хуже всего выглядит индекс потребительской уверенности граждан (–11%), лучше всех — индекс предпринимательской уверенности в торговле, значение которого возросло до +4%.
Динамика отдельных составляющих ИЭН в январе — марте 2014 г., по оценке экспертов «Вышки», не выявила заметных улучшений, однако и акцентированных провалов в обследованных отраслях экономики также не обнаружено.
Промышленность в I квартале развивалась по стагнационному сценарию. В течение трех месяцев текущего года постепенно ухудшались все «промышленные» компоненты ИЭН, особенно заметно снизился баланс оценок ожидаемого изменения выпуска продукции. В результате индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в индустрии ежемесячно снижался на 1 п.п. и в марте продемонстрировал значение (–4%).
В строительстве продолжился спад деловой активности, однако его темпы не изменились по сравнению с предыдущим кварталом. В итоге ИПУ в отрасли не изменился по сравнению с предыдущим кварталом, оставшись в пределах отрицательной зоны (–3%). Аналитики отмечают, что слабая разнонаправленная динамика «строительных» компонентов практически не оказала влияния на траекторию ИЭН.
Розничная торговля сумела сохранить за собой статус основного драйвера вялого роста российской экономики. Правда, ИПУ здесь возрос лишь на 1 п.п. (до +4%) за счет своего «прогнозного» компонента — улучшения предпринимательских оценок изменений экономической ситуации, ожидаемых в следующем квартале. Остальные составляющие, отражающие фактическую ситуацию в розничном бизнесе, показывали негативную динамику.
Для сферы услуг начало года традиционно является периодом наименее благоприятной конъюнктуры и низкой деловой активности. Поэтому неудивительно, что ИПУ тут сохранил отрицательное значение (–2%). Тем не менее при существенном ухудшении предпринимательских оценок текущих изменений спроса и экономического положения сервисных компаний значительно улучшились прогнозы на следующий квартал. Причем это во многом нивелировало негативное воздействие делового климата в сфере услуг на траекторию ИЭН.
Индекс потребительской уверенности не изменился по сравнению с предыдущим кварталом, сохранив худшее за последние три года значение (–11%).
Таким образом, снижение ИЭН в I квартале было обусловлено в основном ухудшением экономического настроения предпринимателей в промышленности и, в меньшей степени, — сфере услуг.
На рост рассчитывать не стоит
Динамика ИЭН на фоне сложившейся макроэкономической ситуации не дает поводов для оптимистичных прогнозов. Снижение платежеспособности потребителей, повышенная неопределенность как развития экономики в целом, так и личного финансового положения, нестабильность национальной валюты вынуждают население придерживаться сберегательной модели поведения, в том числе переводить свои рублевые сбережения в иностранную валюту. Это ведет к ослаблению потребительского спроса и сохранению неблагоприятного делового климата в базовых отраслях экономики страны.
С учетом хронического торможения роста отечественной экономики, нестабильной ситуации на мировых рынках и возможных геополитических рисков, по прогнозам экспертов ВШЭ, вряд ли можно рассчитывать на заметный рост ВВП в первой половине текущего года.
«Хроническое замедление темпов роста экономики связано, в первую очередь, с сокращением инвестиций в экономику на фоне усилившегося оттока капитала, — считает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. — Если же добавить к перечисленным выше „невзгодам“ неминуемое удорожание импортного оборудования, сокращение кредитных линий для российских предприятий, возможную приостановку совместных инвестиционных проектов, ухудшение спроса на российские энергоносители и ослабление национальной валюты, становится понятным, почему индекс экономического настроения второй квартал подряд пребывает в зоне неблагоприятного делового климата».
Пора менять бюджетное правило
«Сегодня реальный сектор необходимо в кратчайшие сроки снимать с „отметки 0%“, иначе могут произойти еще более деструктивные изменения, характерные для экономик трансформационного периода», — полагает ученый. Речь идет о переходе от рыночных отношений между субъектами бизнеса к договорным, когда договоренность превалирует над законом. При таком развитии событий возможен целый букет негативных явлений, связанных, в первую очередь, с увеличением коррупционной составляющей, ухудшением конкурентной среды, появлением еще ряда проблем, вплоть до бартерных сделок. В результате может снизиться, а при долгом нахождении в этой стадии — потеряться управляемость экономикой.
Наконец, нельзя забывать, что спады в экономике практически всегда и везде ведут к увеличению социальной напряженности за счет ухудшения качества жизни населения и возникновения негативных явлений на рынке труда.
«Учитывая экономическую и геополитическую ситуацию, сложившуюся в настоящее время, видимо, уже в текущем году необходимо принять экстраординарное решение, связанное со смягчением бюджетного правила, увеличив его как минимум до 1,5% дефицита бюджета, — уверен г-н Остапкович. — Конечно, применение данного механизма связано с определенными экономическими рисками и возражениями отдельных лиц и экономических регуляторов, в частности Минфина России и, возможно, ЦБ РФ. Но указанная исключительно разовая мера может повысить деловую активность реального сектора и ослабить негативное экономическое давление на население».
Компоненты индекса экономического настроения в I квартале 2014 г. (балансы, поквартальная динамика) %
Спрос на промышленную продукцию, уровень |
–31 |
Выпуск промышленной продукции, ожидаемые изменения |
20 |
Запасы готовой промышленной продукции, уровень |
–2 |
Портфель заказов в строительстве, уровень |
–19 |
Численность занятых в строительстве, ожидаемые изменения |
13 |
Экономическая ситуация в розничной торговле, изменения |
–1 |
Экономическая ситуация в розничной торговле, ожидаемые изменения |
16 |
Складские запасы в организациях розничной торговли, уровень |
4 |
Экономическая ситуация в сфере услуг, изменения |
–7 |
Спрос на услуги, изменения |
–18 |
Спрос на услуги, ожидаемые изменения |
19 |
Потребительская уверенность |
–11 |
Источник: ВШЭ