Минэкономразвития России скорректировал формы заявлений о постановке и снятии недвижимости с государственного кадастрового учета и об исправлении технических ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости (ГКН). С 30 июня кадастровый паспорт и кадастровую выписку можно будет представлять в виде ссылки на электронный документ, размещенный на сайте www.rosreestr.ru, в виде электронного документа с помощью веб-сервисов или в форме обычного документа в многофункциональном центре (МФЦ).
В начале апреля в Минюсте России прошел регистрацию приказ Минэкономразвития России 28.11.2013 № 713 «О внесении изменений в отдельные приказы Минэкономразвития России» (далее — Приказ), который начнет действовать 30 июня 2014 г.
Приказом вносятся изменения в два акта:
■ приказ от 30.09.2011 № 529 «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества» (далее — приказ № 529);
■ приказ от 13.04.2009 № 125 «Об утверждении форм заявлений об исправлении технических ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости» (далее — приказ № 125).
В обоих приказах скорректированы формы заявлений, которые заявители (граждане и юридические лица) будут предоставлять в территориальные органы Росреестра. В частности, в бланках изменено поле «Форма и способ получения документов». Такое поле есть в заявлениях о постановке на государственный кадастровый учет, о кадастровом учете изменений или о снятии с учета объектов недвижимости. Пока заявители могут заполнить это поле, указав на получение кадастрового паспорта или кадастровой выписки (п. 1.3 приложений № 1, 2, 3 приказа № 529):
■ в форме бумажного документа в органе Росреестра;
■ в форме бумажного документа почтой;
■ в форме электронного документа по электронной почте.
С 30 июня 2014 г. к данным способам прибавятся:
■ получение бумажного документа в МФЦ;
■ получение из территориальных органов Росреестра ссылки на электронный документ, размещенный на официальном сайте службы www.rosreestr.ru;
■ получение электронного документа посредством веб-сервисов как на сайте службы, так и на портале www.gosuslugi.ru.
При желании получить бумажный документ в МФЦ заявители должны будут указать полное наименование и адрес конкретного МФЦ.
Кроме того, в обновленных формах заявлений появилось поле, в котором заявители могут поставить галочку с целью предоставить им копию решения о приостановлении или отказе в осуществлении кадастрового учета (в случае его принятия). Получить копию решения можно будет только в форме бумажного документа в органе кадастрового учета, в МФЦ или по почте.
Сейчас заявления об исправлении технической ошибки в сведениях ГКН заполняется только в бумажной форме (примечания к приложениям 1 и 2 приказа № 125). С 30 июня 2014 г. данные заявления можно будет направлять в органы Росреестра и в форме электронного документа с помощью веб-сервисов. Сами заявления будут выглядеть несколько по-другому, из них исключат все сведения об объектах недвижимости, содержащиеся в действующих формах заявлений, например, общие сведения, сведения о территориальных зонах и др. (п. 1.2—1.10 приложения № 1 и 1.1—1.4 приложения 2 приказа № 125). Вместо этого необходимо будет лишь указать сведения ГКН, в которых содержится техническая ошибка, для ее исправления.
При принятии решения об отклонении заявления об исправлении технической ошибки в ГКН заявителю такое решение будет направляться в виде ссылки на электронный документ, в виде электронного документа с помощью веб-сервисов или в виде бумажного документа почтой. Какой из этих способов ему подходит, заявитель сможет выбрать, отметив соответствующее поле в форме заявления.
В случае направления вышеуказанных заявлений в орган кадастрового учета почтой или передачи заявителем или его представителем лично через МФЦ можно запросить направление расписки в получении заявления и приложенных к нему документов, которую направят по почте в форме бумажного документа. Заявления, направляемые в форме электронного документа, должны будут подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя либо усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя. Документы в электронной форме должны будут представляться в виде XML-документов, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
Кроме того, во все заявления внесено поле о согласии заявителя на обработку персональных данных в соответствии с законодательством, а также на участие в опросе по оценке качества предоставляемых услуг. Участие в таком опросе будет не обязательным, а отправляемые смс-сообщения — бесплатными.
С 30 июня 2014 г. вступит в силу еще один документ, но уже для органов Росреестра с длинным названием «О порядке и способах направления органом кадастрового учета заявителю или его представителю кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового паспорта объекта недвижимости, уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета, об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, решений об отклонении заявления об исправлении технической ошибки, об исправлении технической ошибки, о необходимости устранения кадастровой ошибки в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети „Интернет“, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».