В июле четвертая часть ГК РФ начнет действовать в новой редакции. Очередной закон о поправках в Кодекс особое внимание уделяет совершенствованию правового регулирования промышленной собственности, интеллектуальной деятельности в Интернете и иным вопросам, которые возникли в ходе практического применения положений четвертой, самой «молодой» части ГК РФ. Но вероятно, что этим дело не кончится — есть все основания ждать дальнейших разъяснений, задающих вектор правоприменения.
Очередной, шестой по счету, блок поправок в Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ), содержится в Федеральном законе от 12.03.2014 № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 35-ФЗ). Большая часть его положений вступает в силу с 1 октября этого года (ст. 7 Закона № 35-ФЗ), а часть — в другие сроки. Например, положения о залоге исключительных прав начнут действовать уже с 1 июля, положения о публичном заявлении правообладателя, свободном использовании произведений образовательными и иными организациями, сроках действия и ответственности за нарушение исключительных прав на изобретение, полезную модель и промышленный образец — с 1 января 2015 г. (см. также «ЭЖ», 2014, № 12, с. 07).
Предложенные Законом № 35-ФЗ правки в ГК РФ очень масштабны. Пожалуй, они призваны системно изменить гражданский оборот такого актива, как исключительные права. Полагаем, было бы уместно ожидать дополнительных разъяснений компетентных исполнительных органов по ряду вопросов еще до полноценного вступления в силу указанных изменений законодательства.
Далее рассмотрим наиболее важные изменения, внесенные Законом № 35-ФЗ, которые могут оказать влияние на гражданский оборот и сказаться на деятельности организаций в сфере интеллектуальной собственности.
Интеллектуальная собственность не имеет ничего общего с вещными правами
Пунктом 3 ст. 1227 ГК РФ в редакции Закона № 35-ФЗ установлено, что к интеллектуальным правам не применяются положения раздела II «Право собственности и другие вещные права» Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено правилами раздела VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Таким образом, отныне законодательно закреплено правило, согласно которому интеллектуальные права самостоятельны по отношению не только к праву собственности, но и к иным вещным правам (хозяйственное ведение, оперативное управление).
До последнего времени из-за неопределенности правового регулирования при приобретении, а в отдельных случаях и при использовании частными инвесторами объектов интеллектуальной собственности, находящихся в распоряжении действующих в рамках оперативного управления государственных предприятий и учреждений, инвесторы периодически сталкивались с ограничениями, установленными законами, а соответствующие договоры рисковали оказаться недействительными (см., например, ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»: «...уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия»). В то же время следует отметить, что новая редакция п. 3 ст. 1227 ГК РФ ставит под вопрос правовые позиции физических лиц в некоторых ситуациях, частью четвертой Кодекса не урегулированных. Речь идет, например, о режиме общей собственности для результатов интеллектуальной деятельности, вопросах правопреемства и наследования.
Новое правовое регулирование залога исключительных прав
Действующие редакции главы 23 («Обеспечение исполнения обязательств») и ст. 1232 ГК РФ порождают немало вопросов как теоретического, так и практического свойства в отношении залога исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.
С целью разрешения таких вопросов Законом № 35-ФЗ вводится отдельная статья, посвященная залогу исключительных прав (ст. 358.18 ГК РФ). Данная статья устанавливает, что исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации могут быть предметом залога в той мере, в какой правила ГК РФ допускают их отчуждение.
В соответствии с действующей редакцией ГК РФ договор залога может быть заключен в отношении исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, зарегистрированные топологии интегральных микросхем, селекционные достижения, программы для ЭВМ, базы данных, секреты производства (ноу-хау), конкретное произведение науки, литературы, искусства, конкретное исполнение, фонограммы, сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач; сложные объекты, объекты смежных прав (ст. 1225, 1304 ГК РФ).
Не допускается заключение договора залога в отношении фирменного наименования (п. 2 ст. 1474 ГК РФ), а также коммерческого обозначения, если оно выступает самостоятельным предметом залога (п. 4 ст. 1539 ГК РФ). В то же время коммерческое обозначение может выступать в качестве составного элемента залога предприятия (п. 4 ст. 1539 ГК РФ).
Кроме того, предметом залога не могут быть исключительные права на наименования мест происхождения товаров и права наследования произведения изобразительного искусства, авторские рукописи (автографы) литературных и музыкальных произведений (п. 12 постановления Пленума ВС РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ», далее — постановление № 5/29).
В зависимости от особенностей регулирования указанных выше результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, залог исключительных прав может требовать государственной регистрации или быть свободным от такого требования (п. 2 ст. 1232 ГК РФ).
Таким образом, требование о государственной регистрации залога исключительных прав распространяется на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, селекционные достижения. По желанию правообладателя государственная регистрация может быть также осуществлена в отношении топологий интегральных микросхем, программ для ЭВМ и баз данных (п. 7 ст. 1232 ГК РФ). В случае регистрации исключительных прав на топологию, залог исключительных прав также подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 1460 ГК РФ). Данное правило не распространяется на программы для ЭВМ и базы данных. Объяснение этому исключению находится в правоприменительной плоскости: такая процедура не утверждена правительством, несмотря на соответствующие намерения Роспатента. Приказом последнего от 25.12.2007 № 128 (в настоящее время не действует) была даже утверждена форма исходящей корреспонденции для регистрации залога исключительных прав на зарегистрированные программы для ЭВМ и базы данных.
С момента вступления в силу соответствующих поправок в четвертую часть ГК РФ порядок государственной регистрации залога исключительных прав меняется: новая редакция п. 3 ст. 1232 ГК РФ устанавливает, что регистрации отныне подлежит залог исключительных прав, а не сам договор.
Процедура такой регистрации теперь будет подробно определена ГК РФ (ст. 1232 в ред. Закона № 35-ФЗ). Часть таких положений напрямую заимствована из соответствующих подзаконных актов. Часть дополнена новыми положениями, призванными урегулировать периодически возникающие в практике противоречия (постановления Правительства РФ от 24.12.2008 № 1020, от 30.04.2009 № 384, приказ Минобрнауки России от 29.10.2008 № 321, приказ Роспатента от 29.12.2009 № 186).
Так, в случае государственной регистрации залога исключительных прав соответствующий договор должен содержать следующие условия:
■ вид договора;
■ сведения о сторонах договора;
■ предмет договора с указанием номера документа, удостоверяющего исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.
■ срок действия договора залога;
■ ограничения права залогодателя использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации либо распоряжаться исключительным правом на такой результат или на такое средство.
Согласно новой редакции п. 6 ст. 1232 ГК РФ при несоблюдении требования о государственной регистрации залога исключительного права такой залог считается несостоявшимся. Напротив, если все требования соблюдены, залогу предоставляется государственная регистрация, являющаяся основанием для возникновения залога (п. 1 ст. 339.1 ГК РФ в ред. Федерального закона от 21.12.2013 № 367-ФЗ с 01.07.2014).
Стоит отметить, что аналогичные последствия подлежат применению в случае, если требования о государственной регистрации нарушены в отношении перехода исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации по договору об отчуждении исключительного права (договор отчуждения исключительного права) или без договора, а также предоставления другому лицу права использования такого результата или такого средства по договору (лицензионный договор).
В отношении всех остальных результатов интеллектуальной деятельности государственная регистрация не требуется: залог оформляется путем заключения между сторонами договора залога. К такому залогу применяются общие правила относительно условий и формы (ст. 339 ГК РФ в ред. от 01.07.2014).
Если же требование обязательной государственной регистрации к договору залога исключительного права не применяется, остается обязательной письменная форма, несоблюдение которой влечет недействительность договора залога.
При отсутствии в законе в отдельных случаях обязательного требования государственной регистрации, залог исключительных прав может быть учтен путем регистрации уведомлений о залоге (ст. 339.1 ГК РФ в ред. от 01.07.2014). Такие уведомления по инициативе сторон договора залога (а также иного лица, например, эмитента облигаций) регистрируются нотариусом в реестре уведомлений о залоге движимого имущества. Уведомление о залоге может быть вручено нотариусу лично или направлено в электронной форме при наличии квалифицированной электронной подписи (ст. 103.1 Основ законодательства о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.93 № 4462-1, далее — Основы).
Стоит отметить, что нотариус при регистрации уведомления о залоге не проверяет наличие согласия залогодателя на регистрацию уведомления о возникновении залога, достоверность сведений об объекте залога и лицах, указанных в уведомлении о залоге. Нотариус не несет ответственность за недостоверность указанных в уведомлении сведений (ст. 103.2 Основ). Основания для отказа в регистрации уведомления могут быть основаны только на несоблюдении лицом требований к оформлению уведомления.
В случае если уведомление о залоге соответствует всем формальным требованиям, нотариус обязан зарегистрировать уведомление о залоге незамедлительно после его поступлении и присвоить ему уникальный регистрационный номер в реестре. Этот номер отражается в свидетельстве о регистрации уведомления о залоге и используется при последующей регистрации уведомлений об изменении и исключении сведений о соответствующем залоге (ст. 103.2 Основ).
По просьбе любого лица нотариус выдает краткую выписку из реестра уведомлений о залоге движимого имущества, а по просьбе залогодателя или залогодержателя также расширенную выписку (ст. 103.7 Основ).
Уведомления о залоге могут стать эффективным и прозрачным способом контроля и мониторинга со стороны потенциальных инвесторов обременений результатов интеллектуальной деятельности в виде залога исключительных прав. Однако пока остается неясным, как система регистрации уведомлений о залоге исключительных прав проявит себя. Первые выводы можно будет подвести не раньше осени, ведь данные поправки вступают в силу с 1 июля.
Использование РИД возможно на основании открытых лицензий
Благодаря принятию Закона № 35-ФЗ нормативное закрепление получил целый ряд долгожданных новелл, призванных заполнить пробелы в законодательном регулировании. Среди них стоит выделить введение открытой лицензии на использование программ для ЭВМ и баз данных (п. 5 ст. 1286 ГК РФ в ред. Закона № 35-ФЗ). Открытой признается простая (неисключительная) лицензия, которая заключается в упрощенном порядке. Такая лицензия является договором присоединения, условия которого могут быть изложены на приобретаемом экземпляре программы для ЭВМ или базы данных либо на упаковке такого экземпляра, а также в электронном виде.
Акцептом такой лицензии, то есть согласием на заключение такой лицензии со стороны пользователя, признается начало использования программы для ЭВМ или базы данных пользователем, как оно определяется указанными условиями (например, нажатие мышки в специальном окне «Я согласен»). Срок такой лицензии и территория, на которой допускается использование исключительных прав, указывается в самой лицензии. В противном случае срок распространяется на весь срок действия исключительного права и территорию всего мира.
Таким образом, теперь жесткие требования ГК РФ к форме, условиям лицензионного договора, а также идентификации потребителя больше не применимы к открытым лицензиям.
Стоит полагать, что долгожданная реформа открытых лицензий может дать настоящий толчок рынку программ для ЭВМ и баз данных. Подобным образом открытые лицензии применимы теперь к произведениям науки, литературы или искусства (п. 1 ст. 1286.1 ГК РФ в ред. Закона № 35-ФЗ) с определенными изменениями. Так, если срок действия открытой лицензии не указан, договор считается заключенным на пять лет.
Компенсация за нарушение права будет зависеть от масштабов нарушения
Одним из способов защиты исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации является требование выплаты компенсации за нарушение исключительного права на отдельные виды результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации (п. 3 ст. 1252 ГК РФ). При этом правообладатель вправе требовать такую компенсацию вместо возмещения убытков. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных ГК РФ, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.
Новой редакцией абз. 3 п. 3 ст. 1252 ГК РФ установлено правило, согласно которому если одним действием нарушены права на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, размер компенсации определяется судом за каждый неправомерно используемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. При этом если права на соответствующие результаты или средства индивидуализации принадлежат одному правообладателю, общий размер компенсации за нарушение прав на них с учетом характера и последствий нарушения может быть снижен судом ниже пределов, установленных настоящим Кодексом, но не может составлять менее 50% суммы минимальных размеров всех компенсаций за допущенные нарушения.
Пунктом 6.1 ст. 1252 ГК РФ в редакции Закона № 35-ФЗ также введено положение, устанавливающее, что если одно нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации совершено действиями нескольких лиц совместно, такие лица отвечают перед правообладателем солидарно. Данной новеллой, по всей видимости, преследуется цель предотвращения карательного характера указанной компенсации. Не секрет, что недобросовестные игроки рынка используют такие компенсации в качестве способа заработка, а защищаемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации реально не используют.
Дополнительно стоит отметить, что с 2015 г. взыскание компенсации будет допустимо в случае нарушения исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Сейчас такой способ защиты прав в отношении исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец не применяется (п. 56 постановления № 5/29). Вместо этого допустимо взыскание убытков, которое, однако, представляется довольно проблематичным с учетом специфики нарушения.
В сфере промышленной собствености появится понятие зависимых РИД
Законом № 35-ФЗ внесены изменения и в различные институты промышленной собственности. В частности, расширено понятие изобретения — патентная защита распространена на применение продукта или способа по определенному назначению (п. 1 ст. 1350 ГК РФ), а также понятие и существенные признаки промышленного образца — теперь в качестве промышленного образца охраняется решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, если по своим существенным признакам промышленный образец является новым и оригинальным. К существенным признакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические особенности внешнего вида изделия, в частности, форма, конфигурация, орнамент, сочетание цветов, линий, контуры изделия, текстура или фактура материала изделия (п. 1 ст. 1352 ГК РФ в ред. Закона № 35-ФЗ).
Будет изменен и срок действия исключительных прав на промышленный образец: с 2015 г. этот срок составит пять лет, может быть неоднократно продлен на пять лет, но в целом не более чем на 25 лет, считая с даты подачи заявки на выдачу патента (п. 1, 3 ст. 1363 ГК РФ в ред. Закона № 35-ФЗ).
В ГК РФ появится понятие зависимого изобретения, полезной модели, промышленного образца. Под ними понимаются изобретение, полезная модель, промышленный образец, использование которых в продукте или способе невозможно без использования охраняемых патентом и имеющих более ранний приоритет другого изобретения, другой полезной модели или другого промышленного образца (п. 1 ст. 1358.1 ГК РФ в ред. Закона № 35-ФЗ). Примером такого зависимого изобретения является изобретение, охраняемое в виде применения по определенному назначению продукта, в котором используется охраняемое патентом и имеющее более ранний приоритет другое изобретение.