Деловая уверенность в обработке пошатнулась

| статьи | печать

Относительно удовлетворительные данные Росстата о промпроизводстве в феврале и марте вполне соответствовали и его опережающим замерам деловой активности в промышленности. Причем лидером среди ее видов деятельности выступали обрабатывающие производства. Как они сработали в апреле, станет известно не ранее середины мая, но апрельский замер Росстатом деловой активнос­ти в промышленности выявил снижение этого опережающего показателя в обработке.

Обследование деловой активности 5400 промышленных организаций (как обычно, без малых) показало, что индекс предпринимательской уверенности, отражаю­щий обобщенное состояние предпринимательского поведения, в апреле 2014 г. по сравнению с декабрем 2013 г. повысился в добывающих производствах с –5 до 0%, в обрабатывающих производствах — с –8 до –3%, в производстве и распределении элект­роэнергии, газа и воды он понизился с 6 до –12%.

Заметим, что для последнего из названных — инфраструктурного сектора промышленности — цикличность индекса без исключения сезонного фактора не самая плохая в посткризисный период. Например, в апреле прошлого года его уровень составил –20%, годом ранее — –14%. А в апреле кризисного 2009 г. — всего –8%. Но этот промышленный сектор сильно зависит от погодных капризов.

Хотя, если взять среднее апрельское значение индекса предпринимательской уверенности в этом секторе с 2005 г., то до 2009 г. он составляет –8,75%, а после — –13,4%, что явно говорит не только о «глобальном потеплении», но и об ухудшении «погоды» в экономике.

Видимо, не только из-за погодной «капризности» производства и распределения электроэнергии, газа и воды, но и из-за наименьшего «веса» в объеме промышленности Росстат в общем доступе не дает показателей его предпринимательской уверенности с исключением сезонного фактора. Но представляет их для добычи и обработки.

В добыче полезных ископаемых индекс предпринимательской уверенности в апреле после небольшого роста месяцем ранее сохранился на уровне –2%. Однако стоит вернуться и к его показателю без поправки на сезонность: 0% — это самое низкое значение с 2010 г. Для сравнения: в апреле прошлого года этот индекс в добыче составил 4%.

В обрабатывающих производствах с исключением фактора сезонности соответствующий индекс понизился в апреле, как докладывает сноска под представленной таблицей, с –3,5 до –3,7%. С виду мелочь, а неприятно: произошло это после его роста в марте на фоне обнадеживающей официальной информации об увеличении промпроизводства в феврале и марте. Пусть даже в марте динамика роста промышленности в годовом сопоставлении существенно замедлилась, но все равно превзошла средний прогноз экспертного сообщества. Причем обработка была лидером этого «ренессанса».

Правда, эксперты же говорят, что рост обрабатывающих производств был поддержан в основном всплеском потребительской активности, вызванной испугом из-за девальвации рубля и внешнеполитической неопределенности. Таким образом, аргумент, уже озвученный по итогам февраля, сохраняет логичность (см. с. 04).

Теперь о деталях обследования Росстатом апрельской деловой активности в промышленности.

По оценкам руководителей организаций добывающих и обрабатывающих производств, в апреле 2014 г. баланс оценок респондентами спроса продукции (портфеля заказов) в добывающих производствах составил –26%, в обрабатывающих — –37%. В апреле 2013 г. соответственно –17 и –30%. Комментарии не нужны.

В апреле 2014 г. экономическую ситуацию в своей организации в добыче считают благоприятной 7% и удовлетворительной — 72% руководителей, в обрабатывающих производствах — соответственно 9 и 74% респондентов. Вместе с тем, отмечает Росстат, число пессимистически настроенных в отношении оценки текущей экономической ситуации респондентов превышает число оптимистов на 12 п.п. в добыче полезных ископаемых и на 8 п.п. — в обработке.

Улучшение экономической ситуации в ближайшие шесть месяцев ожидают в добыче 27%, в обрабатывающих производствах — 32% опрошенных. При этом число оптимистов превысило число ожидающих ухудшения экономической ситуации в добывающих производствах на 20 п.п., в обработке — на 26 п.п.

Средний уровень загрузки производственных мощностей, по оценке опрошенных руководителей, в апреле 2014 г. составил 64%. 91% респондентов считает, что их производственные мощности обеспечат удовлетворение ожидаемого в ближайшие шесть месяцев спроса на продукцию, из них 11% указывают на избыточность имеющихся мощностей.

Среди факторов, сдерживающих, по мнению руководителей, рост производства на добывающих предприятиях, преобладает высокий уровень налогооб­ложения, в обрабатывающих производствах — недостаточный спрос на внутреннем рынке. При этом влияние последнего фактора продолжает расти. В добыче полезных ископаемых также растет влияние на ограничение роста производства фактора недостаточного спроса на внешнем рынке, изношенность и отсутствие оборудования, недостаток финансовых средств.

Индекс предпринимательской уверенности в обрабатывающих производствах по России и отдельным странам*, %

Страна

Декабрь 2013 г.

Март 2014 г.

Россия**

–3,8

–3,5

Австрия

–3,6

–2,8

Бельгия

–6,3

–3,2

Великобритания

8,8

1,3

Венгрия

5,6

5,6

Германия

1,0

0,9

Греция

–10,6

–4,1

Дания

4,8

11,6

Испания

–8,8

–9,6

Италия

–5,7

–4,5

Люксембург

–31,1

–31,1

Нидерланды

–3,5

–1,8

Польша

–15,0

–13,4

Португалия

–7,4

–6,1

Словакия

–0,8

–1,7

Финляндия

–6,1

–8,9

Франция

–7,2

–7,7

Чехия

1,2

2,3

Швеция

–1,4

–5,4

* По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (кроме России) с учетом сезонной корректировки.

** По России сезонная корректировка осуществлена с помощью программы «DEMETRA 2.2». При поступлении новых данных статистических наблюдений информация может быть уточнена. За апрель 2014 г. индекс предпринимательской уверенности составляет –3,7%.

ИСТОЧНИК: Росстат