Состояние в I квартале делового климата в оптовом звене российской торговли указывает на продолжение охлаждения конъюнктуры и ухудшение основных результатов финансово-экономической деятельности. Эксперты НИУ ВШЭ не рассчитывают на кардинальный перелом тенденций в опте в последующие кварталы.
Анализ Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики», приведенный на базе результатов опроса Росстатом около 3000 руководителей торговых организаций, выявил движение основного результирующего индикатора исследования — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) — в диапазон одних из самых низких значений за последние четыре года проведения обследований. По итогам I квартала 2014 г. ИПУ составил +4% против +7% в январе — марте 2013 г.
Учитывая невыразительные ожидания предпринимателей относительно краткосрочных перспектив изменения портфеля заказов и принимая во внимание развитие ситуации в части основных количественных и качественных показателей российской экономики и потребительского сегмента в частности, рассчитывать на кардинальный перелом тенденций в последующие кварталы не следует. К такому мнению пришли эксперты Центра конъюнктурных исследований.
Директор Центра Георгий Остапкович считает, что I квартал 2014 г. стал очередным наиболее сложным периодом, в котором пришлось работать оптовикам за последние несколько лет. На фоне неопределенности относительно текущих и будущих событийных сценариев геополитического и социо-экономического характера наблюдаемое ослабление динамики делового климата в оптовом секторе закономерно для сегодняшнего дня.
Тем не менее вся сложность ситуации в том, что в контексте текущего момента, полученный по итогам I квартала ИПУ, несмотря на сохраняющиеся положительные темпы роста, достиг критического диапазона. Последующая негативная коррекция индекса даже на 1 п.п. вернет его к исторически низким значениям, зафиксированным в «забытом» 2009 г. И этот «один шаг», полагает Г. Остапкович, вполне возможен уже в 2014 г. в силу следующих внешних и, как следствие, нарастающих внутриорганизационных негативных особенностей:
- резкой волатильности на финансовых рынках;
- ослабления национальной валюты;
- начавшегося инфляционного ралли;
- стагнирования российских предприятий реального сектора экономики;
- снижающихся реальных располагаемых доходов конечных потребителей оптовой торговли — населения;
- распространяющегося сжатия спроса в оптовых фирмах на товары социального назначения;
- повсеместного сужения ассортимента в оптовых фирмах;
- ослабленной текущей и ожидаемой динамики рекрутинговых процессов;
- наконец, сниженных деловых настроений респондентов и нарастающих тревожных ожиданий в связи с неопределенностью на товарных рынках.
При этом эксперта больше всего настораживает тот момент, что зафиксированные тенденции приходятся именно на начало года — как показывает практика конъюнктурных обследований, предприниматели в этом периоде обычно полны планов и оптимизма относительно весенне-летней активации рынков. Приведенный набор фактов свидетельствует, что оптовики, импровизируя «здесь и сейчас», активно готовятся к худшим дням, считает глава ЦКИ. В связи с этим его настораживает непредсказуемость конъюнктурных моментов, которые достаточно быстро меняют контуры стратегической бизнес-модели сегмента, а следовательно, затрудняют прогнозирование даже на краткосрочную перспективу.
Основной акцент предпринимателей в последующие периоды 2014 г., полагает специалист, будет сосредоточен на многоаспектных компенсационных мерах, содействующих сохранению существующих позиций. Так, поквартально меняющийся профиль ценообразования, обусловленный симптоматикой деловой среды, прямое свидетельство начала затяжного инфляционного заболевания, вирус которого незамедлительно продолжит распространяться уже в ближайшее время. В частности, большинство оптовиков четко обозначили позицию дальнейшего увеличения цен на поставки и во II квартале.
Вместе с тем, призывает руководитель ЦКИ, полностью обвинять предпринимателей в выбранной модели реабилитации бизнеса не следует. Подобная стратегия вызвана объективной ответной реакцией на многоаспектность ценообразующих факторов, среди которых — вступившие в силу в 2014 г. новые акцизы на топливо, сигареты и алкогольную продукцию, рост цен у производителей товаров, а также увеличение цен на импортные товары, доля которых на потребительском рынке составляет более 40%.
По всей вероятности, прогнозирует Г. Остапкович, в ближайшее время (с лагом до трех месяцев), с корректировкой на динамику обменного курса, увеличение оптовых цен продолжится и будет колебаться в диапазоне 10—15%.