В деловом обороте и международной практике договор коммерческой концессии давно уже называется франчайзингом, а действующий Гражданский кодекс РФ до сих пор не воспринял эту тенденцию. Потому группа депутатов решила обновить покрывшуюся плесенью главу 54 ГК РФ, осовременив ее до необходимого уровня в законопроекте № 503845-6 «О франчайзинге». Правда, в силу спешки или иных причин проект вышел недоработанным и довольно «сырым». Что, впрочем, не мешает согласиться с необходимостью реформирования норм о коммерческой концессии.
Проект федерального закона № 503845-6 «О франчайзинге» (далее — законопроект) внесен на рассмотрение Госдумы РФ 21 апреля и на следующий день направлен в профильный комитет.
Положения законопроекта по большей части дублируют аналогичные нормы, содержащиеся в Гражданском кодексе и регулирующие аналогичный франчайзингу договор коммерческой концессии. Однако в приложении к законопроекту, в котором следует указать подлежащие отмене, изменению или принятию нормативные акты в связи с принятием законопроекта, написана стандартная фраза про то, что никаких поправок в законодательство проект не требует. Как разработчики законопроекта представляют себе сосуществование главы 54 ГК РФ и нового закона о франчайзинге без внесения каких-либо изменений в эти акты, представляется с трудом.
Вступление в силу законопроекта намечено на 1 января 2015 г. Применяться он будет при заключении или продлении договора о франшизе после вступления его в законную силу.
Целью законопроекта является закрепление в российском праве давно используемых наименований по непрекращающимся просьбам бизнесменов. О том, что данный вопрос назрел уже давно, мы писали в 2007 г. по итогам интервью с одним из разработчиков более раннего проекта закона «О франчайзинге» (см. «ЭЖ», 2007, № 19). Франчайзинг положительно зарекомендовал себя даже в кризисное время (см. «ЭЖ», 2009, № 39, с. 19). Торгово-промышленная палата РФ, кстати, не раз (в 2006, 2007 гг. и позднее) проводила круглые столы, посвященные франчайзингу (см. old.tpprf.ru/ru).
В целом рассматриваемый законопроект производит впечатление написанного наспех, в нем встречаются ошибки, зачастую и вовсе нелепые, опечатки и несоответствия. Например, одной из целей разработки нового регулирования договора франчайзинга в пояснительной записке разработчики называют формирование основного понятийного аппарата (что, впрочем, весьма резонно — понятийный аппарат действительно необходим). Однако в тексте законопроекта встречаются такие нехарактерные понятия, как «окрестности предприятия франчайзи», определения которых в предлагаемом перечне дефиниций нет. Кроме того, формулировки некоторых положений проекта имеют явно бытовую окраску.
Правообладатель станет франчайзором, а пользователь — франчайзи
Согласно действующему законодательству по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, а также права на иные предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (п. 1 ст. 1027 ГК РФ). В законопроекте содержится схожее, но осовремененное определение франчайзинга: сторонами договора указаны франчайзор и франчайзи соответственно, а комплекс передаваемых прав назван франшизой.
Правила ведения бизнеса для франчайзи будет устанавливать франчайзор заранее и в рамках специально заключенного обеими сторонами договора. Так разработчики попытались отразить важность преддоговорного периода, которая подчеркивалась в пояснительной записке к документу.
Возникает вполне логичный вопрос — договор коммерческой концессии и договор франчайзинга следует считать одним и тем же договором или это будут два разных договора? Если считать их разными видами сделок, то регулирование каждого из них необходимо разграничить, иначе на практике квалифицировать отношения сторон получится с трудом. Если же разработчики законопроекта франчайзинг и коммерческую концессию разделять не намерены, то, очевидно, требуются поправки в ГК РФ, которые законопроектом не предусмотрены.
Кроме того, в законопроекте нет указания на необходимость госрегистрации договора франчайзинга, тогда как договор коммерческой концессии подлежит обязательной регистрации в органе Роспатента, без чего считается ничтожным (п. 2 ст. 1028 ГК РФ). Отсутствие такого требования может негативно повлиять на защищенность прав франчайзоров на объекты интеллектуальной собственности. При том, что специальной оговорки о применении положений части 4 ГК РФ по аналогии с коммерческой концессией (п. 4 ст. 1027 ГК РФ) в законопроекте нет. Есть лишь указание на то, что вопросы расторжения договора и возмещения убытков, не урегулированные положениями будущего закона «О франчайзинге», подчиняются нормам действующего законодательства (п. 5 ст. 10 законопроекта).
Заключению договора будут предшествовать новые соглашения
По договору коммерческой концессии правообладатель (франчайзор) обязан передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав (п. 1 ст. 1031 ГК РФ).
Разработчики предлагают заключать несколько дополнительных соглашений, предшествующих заключению договора франчайзинга. Речь идет о соглашениях о конфиденциальности, намерениях сторон, договоре о раскрытии информации о франшизе.
Франчайзор обязан будет представить франчайзи документы по раскрытию подобной информации в письменной форме за 14 дней (рабочих или календарных — не указано) до даты подписания договора или первой выплаты франчайзору от франчайзи. Копии всех переданных и подписанных документов франчайзор должен хранить в течение трех лет с момента подписания (не сказано чего, но очевидно, что договора).
По окончании финансового года франчайзор в течение 120 (рабочих или календарных — опять не ясно) дней будет готовить обновленный документ о раскрытии информации, отражающий все произошедшие изменения.
Франчайзора предполагают освобождать от раскрытия информации в отдельных случаях, например при продлении франчайзового договора на тех же условиях, поскольку в этом случае франчайзи уже будет знать всю необходимую информацию.
В законопроекте содержится подробный перечень информации, подлежащей раскрытию франчайзором. В действующем ГК РФ таких детальных требований не установлено. Среди пунктов, помимо многочисленных расходов, значится информация о судебных процессах, рекламе (будет ли проводить рекламные кампании франчайзор, через какие СМИ), регистрации товарного знака франчайзора, финансовой отчетности за последние три года по стандартам GAAP и др. Данный перечень является, с одной стороны, достоинством законопроекта, поскольку направлен на защиту интересов франчайзи от недобросовестных действий франчайзора. Но, с другой стороны, несколько ограничивает свободу сторон в определении условий договора.
Франчайзи сможет расторгнуть договор франчайзинга через 30 дней (рабочих или календарных, не указано) с момента уведомления об этом франчайзора при пропуске последним двухнедельного срока раскрытия информации или представлении недостоверной информации о фактах, а также непредставлении такой информации. Франчайзи в таком случае вправе рассчитывать на возмещение причиненных убытков.
Франчайзор по согласованию с франчайзи сможет устанавливать стандарты ведения бизнеса по определенной бизнес-модели, которые франчайзи обязан соблюдать. Хотя у последнего будет право голоса при обсуждении указанных правил.
Вопросы изменения и расторжения договора франчайзинга законопроект регулирует довольно слабо: в нем не предусмотрено особенностей Все нюансы расторжения договора законопроект предлагает искать в действующем законодательстве.