Депутат внес на рассмотрение Госдумы законопроект, направленный на защиту права потребителей и одновременно на ужесточение административной ответственности в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (предпринимателей), осуществляющих свою деятельность на потребительском рынке. Наказания в виде предупреждения из КоАП РФ предлагают исключить, а штрафы увеличить в несколько раз.
Нормы КоАП РФ, устанавливающие ответственность предпринимателей за нарушение прав потребителей, устарели и не совершенны с точки зрения их применения. К такому выводу пришел разработчик проекта федерального закона № 502263-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — законопроект), депутат Госдумы, внесший проект на рассмотрение нижней палаты парламента 18 апреля.
За обман потребителей отвечать должны только изготовители
Законопроектом несколько составов нарушений в области предпринимательской деятельности планируется изменить так, чтобы они не только были направлены на защиту прав потребителей, но также не нарушали прав самих субъектов. Последнее касается преимущественно двух норм: ныне действующей ч. 1 ст. 14.5 и ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, которые, в сущности, устанавливают ответственность за схожие деяния. В первом случае речь идет о продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг при отсутствии необходимой в силу закона информации, а во втором — о нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), изготовителе, продавце, исполнителе и режиме их работы. Штрафы же за данные нарушения существенно различаются. К примеру, для компании ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ устанавливает штраф в размере 30 000—40 000 руб., а ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ — 5000—10 000 руб. В связи с этим на практике возникают трудности при квалификации деяний по указанным нормам. Законопроектом же предлагается эту проблему устранить, исключив ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ.
Содержание ст. 14.7 КоАП РФ, которое в пояснительной записке к законопроекту названо устаревшим, предлагается пересмотреть. Статья должна будет предусматривать ответственность за введение потребителей в заблуждение относительно свойств, качества, количества товара, работы или услуги (ст. 14.7 КоАП РФ). Штрафовать за данные правонарушения планируют только предпринимателей и юридических лиц — в увеличенных размерах по сравнению с действующими — за обман потребителей: 30 000—50 000 руб. и 100 000—300 000 руб. (вместо 10 000—20 000 руб. и 20 000—40 000 руб.) соответственно.
Правда, в предлагаемой законопроектом редакции ст. 14.7 есть существенные недочеты. В частности, действующая норма не распространяется на случаи незаконного использования товарного знака (ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ) и недобросовестной конкуренции (ч. 3 ст. 14.33 КоАП РФ). В законопроекте упоминания о ч. 1 ст. 14.10 как исключении нет, как нет и поправок в саму эту норму. Кроме того, субъектами правонарушения предлагается признавать только изготовителей (импортеров, исполнителей). Какую ответственность за обман потребителей будут нести продавцы, в законопроекте не сказано. В нем также нет и ответственности для физических лиц, которые сейчас могут выступать в роли субъектов данного правонарушения.
Наказывать можно за исполнение незаконных условий, а не за их включение в договор
Как было сказано выше, норму ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ предлагается оставить единственной, устанавливающей ответственность за непредоставление потребителям необходимой информации, включив в нее и диспозицию ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ. Предоставление указанной информации, согласно законопроекту, должно быть также своевременным и обеспечивать возможность верного выбора потребителем товаров, работ или услуг. В противном случае возможен штраф для предпринимателя в размере 10 000—50 000 руб., а для компании — 50 000—100 000 руб.
Сейчас нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на предпринимателей в размере 500—1000 руб., на юридических лиц — 5000—10 000 руб.
Также изменению разработчики законопроекта хотят подвергнуть и ч. 2 и 3 ст. 14.8 КоАП РФ, которые устанавливают ответственность за включение в договор с потребителем условий, ущемляющих его права, и за непредоставление ему положенных преимуществ.
В настоящее время включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, влечет наложение штрафа на предпринимателей в размере 1000—2000 руб., на юридических лиц — 10 000—20 000 руб. (ч. 2). Законопроектом предлагается штрафовать не просто за включение условий, а за заключение и исполнение ущемляющих права потребителей договоров, в размерах, в несколько раз превышающих действующие: 10 000—50 000 руб. для предпринимателей и 50 000—150 000 руб. для юридических лиц. Таким образом разработчики предлагают убрать возникшую в практике правовую неопределенность вокруг понятия «включение», затрудняющую определение момента совершения правонарушения или его квалификацию как длящегося (п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Непредоставление потребителю законных льгот и преимуществ сейчас влечет наложение штрафа на предпринимателей в размере 500—1000 руб., на юридических лиц — 5000—10 000 руб. (ч. 3 ст. 14.7 КоАП РФ). Данную норму хотят расширить и штрафовать еще и за совершение любых противоправных действий (бездействия) в отношении потребителя. Для предпринимателей штраф составит 10 000—50 000 руб., а для юридических лиц — 30 000—100 000 руб. Предлагаемая редакция этой нормы, правда, не соответствует стремлению разработчиков устранить проблемы квалификации правонарушений по сходным нормам Кодекса. Ведь совершение противоправных действий в отношении потребителей охватывается всеми перечисленными положениями КоАП РФ.
Кроме того, ст. 14.15 КоАП РФ в редакции законопроекта предусматривает ответственность не только за нарушение правил продажи отдельных видов товаров, например, табачной продукции, но и правил выполнения работ и оказания услуг. Установленные штрафы не распространяются на граждан и возрастут для остальных категорий в несколько раз: для предпринимателей с 1000—3000 руб. до 10 000—50 000 руб., для юридических лиц — с 10 000—30 000 руб. до 50 000—100 000 руб.