В июне прошлого года частично вступил в силу Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон № 15-ФЗ), который ввел существенные ограничения как для продавцов, так и для потребителей табачных изделий. Этим летом вступит в силу очередная доза запретов. В частности, курить запретят в поездах, при оказании услуг по перевозке пассажиров, в гостиницах, а продавать табачные изделия в магазинах будут не с витрин, а по спискам.
Запреты, которые вступят в силу с 1 июня 2014 г. (п. 3 ст. 25 Закона № 15-ФЗ), коснутся не только курящих и некурящих граждан, но и большой части коммерсантов, осуществляющих свою деятельность в сфере торговли, предоставления услуг по размещению, пассажирского транспорта и др. (см. «ЭЖ», 2013, № 8, с. 08). Так, курение будет запрещено:
■ в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
■ в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;
■ в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;
■ на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении (п. 3, 5, 6, 12 ч. 1 ст. 12 Закона № 15-ФЗ).
Исключением из этого правила будут специально выделенные места — на открытом воздухе или в помещении, но при наличии системы вентиляции. Нарушение обязанности оборудовать специальные места для курения обойдется компаниям и предпринимателям недешево (ст. 6.25 КоАП РФ).
Немалые изменения ждут владельцев и покупателей магазинов, где сейчас еще разрешена открытая торговля табачной продукцией. С 1 июня торговля такими товарами с выкладкой и демонстрацией запрещена (п. 4 ст. 19 Закона № 15-ФЗ). Вместо этого продавцы обязаны будут сообщать информацию об имеющихся в продаже табачных изделиях, предоставляя покупателю список товаров в алфавитном порядке с указанием цены и без использования каких-либо графических изображений и рисунков (п. 5 ст. 19 Закона № 15-ФЗ). Проще говоря, покупка сигарет будет похожа на выбор товаров по каталогу.
Правда, в КоАП РФ на сегодняшний день отсутствует норма, которая прямо устанавливала бы ответственность владельцев магазинов за необеспечение продажи табака указанным способом. Административный штраф теоретически возможен на основании ч. 3 ст. 6.25 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за неисполнение предпринимателем или организацией обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности. Но, на наш взгляд, речь в ней не о нарушениях в сфере торговли.